Балбашева Ульяна
Роль воспитания в педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание (в широком смысле) – это одна из форм передачи накопленного человеческого опыта. Часто воспитание используется вместе с другим термином – социализация, нередко их используют как синонимы. Стоит разграничить эти понятия: социализация – это более широкое понятие, которое включает в себя воспитание, но не всякое воспитание можно считать социализацией. Воспитание имеет целенаправленный характер и существует четкое разграничение ролей – тот, кто воспитывает и тот, кто воспитывается. Цель воспитания – получения нового социального опыта воспитанником. Воспитание подразумевает получение желаемого, положительного опыта. Социализация же происходит стихийно и не всегда полученный опыт может быть положительным. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Публикация «Роль воспитания в педагогике» размещена в разделах
Воспитание, как процесс, имеет отсроченный результат и незавершимо. Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества. В реальности существует несколько неидентичных видов воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное, диссоциальное, каждый из которых имеет более или менее специфические цели и содержание. Воспитанность имеет различный характер в зависимости от того, результатом какого вида воспитания она является : воспитанность как результат социального воспитания принципиально иная, чем воспитанность как результат диссоциального воспитания.
Довольно популярна система воспитания А. С. Макаренко. Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись следующие подходы: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Ведущей идеей для педагогических взглядов А. С. Макаренко было воспитательный коллектив. Воспитание в коллективе зарождало у ребенка чувство социальной ответственности.
Также А. С. Макаренко внес много нового в освещение проблем семейного воспитания. Он доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее.