Ирина Курапова
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан
детский сад № 8
Выступление по теме:
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Курапова И. В.
г. Нефтекамск, 2019г.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь –величайшее богатство данное человеку. Ее как любое богатство можно приумножить,либо незаметно растерять.
Актуальность темы.
В настоящее время в связи с вступлением в ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольника особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Особенности речевого развития дошкольников младшего возраста.
* Высказывания короткие;
* Состоят из фрагментов логически не связанных между собой;
* Отличаются непоследовательностью;
* Содержат низкий уровень информативности;
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Помогает решать следующие задачи:
1. Пополнение и активизирование словаря детей.
2. Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний.
3. Развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и помтомических действий.
Для того чтобы добиться определенных успехов нужно четко представлять этапы работы по этой проблеме:
1 этап: ознакомление детей сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темы произношения ( Маша идет по дорожке: «Топ-топ-топ». Волк: «топ-топ-топ». Лиса: «топ-топ-топ»).
На этом этапе важно предоставить детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками в процессе активируется речь, и закрепляются игровые действия.
2 этап: Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешки легко инсценировать даже когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети изображают движения действующих лиц или выполняют действия с игрушками.
3 этап: Игры драматизации. Художественное произведение должно соответствовать возрастным возможностям детей и программным требованиям. Текст должен быть хорошо знаком детям они должны узнавать персонажей на картинках и в игрушках. Проведению игр драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр, подвижных, музыкально-ритмических. Постановка знакомой сказки в театрализованной деятельности способствует развитию речи т. к. у детей в игровой обстановке возникает потребность говорить.
Виды театрализованной деятельности :
* Игры – драматизации
* Театр на фланелеграфе
* Теневой театр
* Театр би-ба-бо
* Пальчиковые и варежковые театры
* Настольные театры (с плоскостными и объемными фигурками)
*Театр марионеток
Различные виды театрализованной деятельности обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес и литературе, активизируют словарь, способствуют нравственно эстетическому воспитанию.
О том, как мы проводим эту работу в группе, расскажет Ирина Васильевна.
Работу по театрализованной деятельности мы начали с I младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли нам в работе по безболезненной адаптации детей. Мы обыгрывали любую игрушку в группе или ту, которую принес малыш. И видя, как игрушка, пляшет, поет, разговаривает, у ребенка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.
Учили разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка».
Учим разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театральных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании речь, напев, мимика, пантомима, движения.
Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учим эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные с различной интонацией, развивают речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.
Учим детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. «Са-са-са, к нам летит оса»-с разной силой голоса-тихо,громче,громко. Также меняя интонацию- удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.
Расширяется словарный запас детей. Большое внимание уделяем выразительности речи.
Закрепляется умение детей сочетать речь с движением.
Для театрализации используют сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказки о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик – дождик».
В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра :
пальчиковый театр;
театр би – ба – бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
платковый театр.
театр ряженых;
театральные шапочки.
Все эти театры находятся в доступном для детей месте. Мы используем их в разных режимных моментах (умывание, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т. д.).
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.
В этом году мы познакомили детей с новым видом театра. Детям очень понравилось, мы решили продолжить работу в этом направлении.
В своей работе с детьми по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей,которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировки, какой либо сказки предлагаем родителям принять участие.
В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.
Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводится.
Планируем пополнить театральный уголок. В изготовление нового вида театра будем привлекать родителей, с которыми уже беседовали на эту тему и они обещали помочь.
Основная трудность в работе с детьми по театрализованной деятельности - это слабое развитее речи детей, нарушение звукопроизношение. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только
пополнению знаний, умений а является средством формирования речи,личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.