Людмила Черненко
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
РОЛЬ сюжетно-ролевой игры в развитии социально – коммуникативной сферы дошкольников.
Выполнила воспитатель Черненко Л. А. МБДОУ д/сад №10 «Светлячок»
МО г-к Анапа
2 слайд
В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является:
«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность.
3 слайд
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основными задачами социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:
Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе;
Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности действий детей;
Формировать уважительное отношение к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе;
Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Решение этих задач может эффективно осуществляться посредством сюжетно – ролевой игры. Отличительной особенностью игры является то, что ее создают дети, а их игровая деятельность носит творческий характер.
4 слайд
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
«Игра и занятие, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность ребенка». Именно игра является неиссякаемым источником развития личности. ВЫГОТСКИЙ Л. С.
Основной ценностью игровой деятельности является то, что она обладает наибольшими возможностями для приобретения социального опыта, развития коммуникативных навыков детей.
Игра – позволяет создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
Игра - оказывает влияние на произвольность психических процессов, способствуя их развитию.
Игра – это деятельность, в которой дети сами моделируют жизнь взрослых.
5 слайд
Актуальность
Использование сюжетно – ролевых игр имеет большое значение в социально- коммуникативном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи социального становления личности, игра способствует эффективному взаимодействию детей со сверстниками, взрослыми, формируя ценностные социально- коммуникативные качества.
6 слайд
Структура сюжетно-ролевой игры
МОТИВ
ТЕМА
ИГРОВОЙ ЗАМЫСЕЛ
СЮЖЕТ
РОЛЬ
Эту структуру рассмотрим на примере сюжетно-ролевой игры «Кафе», в которую мы играли.
7 слайд
Ожидаемый результат
В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания.
Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры.
Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
8 слайд
Вывод:
В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению и способствует личностному развитию дошкольника.
9 слайд – 26 слайд
фото
27 слайд Спасибо за внимание
2 слайд. В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность.
3слайд актуальность. Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного развития детей, как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.
Использование С-РИ имеет большое значение в социально- коммуникативном развитии дошкольника. В процессе игры решаются задачи социального становления личности, игра способствует эффективному взаимодействию детей со сверстниками, взрослыми, формируя ценностные социально - коммуникативные качества.
4 слайд К основным характеристикам социально – коммуникативного развития относятся: положительное отношение к себе и другим детям
активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками
участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других
сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам
стараться разрешать конфликты
проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности
общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности
5 слайд Задачи: Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе
Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания
Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей
Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе
Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками
Решение этих задач может эффективно осуществляться посредством СЮЖЕТНО -РОЛЕВОЙ ИГРЫ. Отличительной особенностью С-Р игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит творческий характер.
6 слайд ВЫГОТСКИЙ Л. С. отмечал, что у дошкольников игра и занятие, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность ребенка. Именно игра является неиссякаемым источником развития личности.
Основной ценностью игровой деятельности является то, что она обладает наибольшими возможностями для приобретения социального опыта, развития коммуникативных навыков детей.
Игра – позволяет создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
Игра - оказывает влияние на произвольность психических процессов, способствуя их развитию.
Игра – это деятельность, в которой дети сами моделируют жизнь взрослых.
7 слайд Структура С-Р игры
Роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
8 слайд Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Выполняя роли, ребенок учится сдерживать свои непосредственные побуждения, поступаться, ограничивать свои личные желания для того, чтобы продемонстрировать общественно – значимый одобряемый образец поведения.
9 слайд Влияние игры. Стимулирует развитие познавательной сферы
Способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка
Познает смысл человеческой деятельности
Учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других
10 слайд Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью, осуществляя его, ребенок действует по определенным правилам.
В сюжетно - ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми и определяют взаимоотношения между ними.
Эта деятельность содержит в себе и совместимые, и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.
11 слайд С-Р игры не просто представляют жизнь ребенка, они являются проявлением свободы их деятельности, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Содержание ролей, которые берут на себя дети и которые реализуют посредством основных игровых действий, учат их основным навыкам общения в обществе между людьми
12 слайд Результат. В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о профессиях. Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения. Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры. Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля. 13 слайд Вывод: В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, само выражению и способствует личностному развитию дошкольника.
Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения сюжетно-ролевым играм, значительно обогащает речевое развитие детей. Прежде всего, это сказывается в том, что у детей появляется стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения. Игра является условием для овладения детьми разнообразными средствами речевого общения.
Таким образом, игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития общения детей.
. Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников, действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Перед каждым педагогом детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для обогащения детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни необходимо использовать следующее:1. наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий (подключать родителей);
2. беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;
3. рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;
4. составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;
5. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы
6. эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;
7. инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра. Таким образом, игры дают детям навык совместной работы, что очень важно для ребенка в дальнейшем. Особенность игровой деятельности заключается в ее добровольности. Игра дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов.
Таким образом, игра как форма социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.