Получи документы

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений

РУШАНА ИРЕКОВНА
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-

коммуникативных умений

Старший дошкольный период является временем, когда ролевая игра

преуспевает. Это коллективная игра, в которой дети предпочитают играть

вместе, а не в одиночку. Игра моделирует различные отношения взрослых,

позволяет детям осознать различные аспекты реальности и создает

благоприятные условия для развития коммуникативных навыков (Усова А. П. ,

Жуковская Р. И., Менджерицкая Д. В.).

Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений» размещена в разделах

По словам Гербовой В. В., в сюжетно-ролевых играх дети начинают

понимать сложные взаимоотношения между людьми, отражающие значимые

жизненные ситуации, такие как свадьба, рождение ребенка, болезнь,

трудоустройство и так далее. Игровые действия становятся более сложными и

получают особый смысл, который не всегда доступен взрослому. Происходит

усложнение игрового пространства с несколькими центрами, каждый из

которых поддерживает свою сюжетную линию. В рамках этого пространства

дети способны наблюдать за поведением других участников и изменять свое

поведение в зависимости от своего положения в игре. Например, ребенок

может обратиться к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама

или покупатель-шофер, и так далее. Важность не только самой роли, но и ее

исполнения в определенной части игрового пространства акцентируется.

Например, ребенок, играющий роль водителя автобуса, командует пассажирам

и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой

роли, ребенок может принять ее в процессе игры, сохраняя при этом ранее

принятую роль. Дети могут комментировать действия других участников игры

.

Действия и взаимоотношения, которые дети воплощают в своих ролях,

позволяют им лучше понимать мотивы, поступки и чувства взрослых, но они не

обязательно могут привести к полной реализации этих аспектов. Игра

воспитывает детей не только в смысле содержания сюжета, но и содержания

самой игры. В ходе реального общения, возникающего вокруг игры, при

обсуждении содержания, ролей и игрового материала, дети учатся учитывать

интересы и сочувствовать друг другу, проявлять сотрудничество, вносить свой

вклад в общее дело.

Как показали исследования Карповой С. Н. и Лысюк Л. Г., отношения,

связанные с игрой, способствуют развитию нравственных мотивов поведения у

детей и появлению «внутренней этической инстанции» .

Общение в ролевой игре происходит на двух уровнях: на уровне ролевых

отношений (как врач-пациент, продавец-покупатель, мама-дочка и т. д.) и на

уровне реальных отношений, выходящих за рамки игрового сюжета (дети

распределяют роли, договариваются о правилах игры, оценивают и

контролируют действия друг друга).

Во время совместной игровой деятельности происходит непрерывный

переход с одного уровня на другой: при переходе на уровень ролевых

отношений дети очень осознанно меняют свои манеры, голос, интонации. Это

свидетельствует о том, что дети старшего дошкольного возраста очень четко

различают между собой ролевые и реальные отношения, причем эти реальные

отношения направлены на достижение общей цели - самой игры.

Основной формой общения детей старшего дошкольного возраста

становится деловое сотрудничество. В ситуациях, связанных с деловым

общением, дети заняты общими делами и должны согласовывать свои действия

и учитывать активность партнера, чтобы достичь общего результата.

Потребность в сотрудничестве становится основной для общения детей этого

возраста.

Примерно к шестому году жизни детей их способность к сопереживанию

значительно увеличивается, они начинают проявлять стремление помочь или

поделиться с другими детьми. Интересно, что все эти проявления поддержки

сверстникам сопровождаются положительными эмоциями: улыбками,

взглядами, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто дети

отступают от правил игры, чтобы помочь своим партнерам, оправдать их перед

взрослыми или защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о

том, что их поведение по отношению к сверстникам связано не только с

соблюдением моральных норм, но и с их непосредственными чувствами к

другому ребенку.

Когда дошкольники безвозмездно хотят помочь сверстнику, сделать ему

подарок или уступить свое место, это может свидетельствовать о

формировании особого отношения к другому ребенку, которое можно назвать

личностным. В этом отношении сверстник становится не только

предпочтительным партнером для совместной деятельности, не только

объектом сравнения и средством самоутверждения, но и ценной

самостоятельной личностью. Сравнивая себя с другим ребенком и

противопоставляя себя ему, дети формируют внутреннюю общность, которая

способствует развитию глубоких межличностных отношений.

Взаимодействие с другим ребенком не так просто для дошкольников

старше шести, или даже семи лет. Хотя язык игры может казаться понятным

всем детям, оказывается, что для успешного взаимодействия нужен еще и язык

общения - способность адаптировать свои действия к действиям другого

ребенка, помогать товарищу и тому подобное. Именно взаимодействие

формирует общность и требует особого качества, которое называется

общественность (Запорожец А. В., Усова А. П.) .

В процессе познания мира дошкольники пробуют роли, которые их

привлекают, учатся взаимодействовать в рамках этих ролей и понимают их

значение в социальной среде. Педагог играет важную роль в этом процессе,

выступая в роли руководителя. Педагог наблюдает за игрой и вмешивается

только в случае возникновения проблемных ситуаций, которые можно решить

только взрослому человеку.

Стоит отметить, что детям, которым трудно установить контакт со

сверстниками, трудно включиться в сюжетно-ролевую игру. Дети часто не

хотят общаться с малоактивными сверстниками, оправдывая это тем, что "они

не умеют играть" или "ничего не знают". В таких случаях педагогу следует

провести индивидуальную работу с таким ребенком, чтобы помочь ему

включиться в этот вид деятельности. Необходимо учесть все индивидуальные

особенности ребенка, сопоставить их, чтобы прийти к правильному решению.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Дидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших группДидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших групп Цель: совершенствование социально- бытовых навыков и коммуникативных умений. Задачи: Образовательные: Расширение представлений о приветствии.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений
Опубликовано: 8 октября 2024 в 18:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений» (включая файлы) размещена пользователем РУШАНА ИРЕКОВНА (УИ 2373691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД