РУШАНА ИРЕКОВНА
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-
коммуникативных умений
Старший дошкольный период является временем, когда ролевая игра
преуспевает. Это коллективная игра, в которой дети предпочитают играть
вместе, а не в одиночку. Игра моделирует различные отношения взрослых,
позволяет детям осознать различные аспекты реальности и создает
благоприятные условия для развития коммуникативных навыков (Усова А. П. ,
Жуковская Р. И., Менджерицкая Д. В.).
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании регулятивно-коммуникативных умений» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
По словам Гербовой В. В., в сюжетно-ролевых играх дети начинают
понимать сложные взаимоотношения между людьми, отражающие значимые
жизненные ситуации, такие как свадьба, рождение ребенка, болезнь,
трудоустройство и так далее. Игровые действия становятся более сложными и
получают особый смысл, который не всегда доступен взрослому. Происходит
усложнение игрового пространства с несколькими центрами, каждый из
которых поддерживает свою сюжетную линию. В рамках этого пространства
дети способны наблюдать за поведением других участников и изменять свое
поведение в зависимости от своего положения в игре. Например, ребенок
может обратиться к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама
или покупатель-шофер, и так далее. Важность не только самой роли, но и ее
исполнения в определенной части игрового пространства акцентируется.
Например, ребенок, играющий роль водителя автобуса, командует пассажирам
и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой
роли, ребенок может принять ее в процессе игры, сохраняя при этом ранее
принятую роль. Дети могут комментировать действия других участников игры
.
Действия и взаимоотношения, которые дети воплощают в своих ролях,
позволяют им лучше понимать мотивы, поступки и чувства взрослых, но они не
обязательно могут привести к полной реализации этих аспектов. Игра
воспитывает детей не только в смысле содержания сюжета, но и содержания
самой игры. В ходе реального общения, возникающего вокруг игры, при
обсуждении содержания, ролей и игрового материала, дети учатся учитывать
интересы и сочувствовать друг другу, проявлять сотрудничество, вносить свой
вклад в общее дело.
Как показали исследования Карповой С. Н. и Лысюк Л. Г., отношения,
связанные с игрой, способствуют развитию нравственных мотивов поведения у
детей и появлению «внутренней этической инстанции» .
Общение в ролевой игре происходит на двух уровнях: на уровне ролевых
отношений (как врач-пациент, продавец-покупатель, мама-дочка и т. д.) и на
уровне реальных отношений, выходящих за рамки игрового сюжета (дети
распределяют роли, договариваются о правилах игры, оценивают и
контролируют действия друг друга).
Во время совместной игровой деятельности происходит непрерывный
переход с одного уровня на другой: при переходе на уровень ролевых
отношений дети очень осознанно меняют свои манеры, голос, интонации. Это
свидетельствует о том, что дети старшего дошкольного возраста очень четко
различают между собой ролевые и реальные отношения, причем эти реальные
отношения направлены на достижение общей цели - самой игры.
Основной формой общения детей старшего дошкольного возраста
становится деловое сотрудничество. В ситуациях, связанных с деловым
общением, дети заняты общими делами и должны согласовывать свои действия
и учитывать активность партнера, чтобы достичь общего результата.
Потребность в сотрудничестве становится основной для общения детей этого
возраста.
Примерно к шестому году жизни детей их способность к сопереживанию
значительно увеличивается, они начинают проявлять стремление помочь или
поделиться с другими детьми. Интересно, что все эти проявления поддержки
сверстникам сопровождаются положительными эмоциями: улыбками,
взглядами, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто дети
отступают от правил игры, чтобы помочь своим партнерам, оправдать их перед
взрослыми или защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о
том, что их поведение по отношению к сверстникам связано не только с
соблюдением моральных норм, но и с их непосредственными чувствами к
другому ребенку.
Когда дошкольники безвозмездно хотят помочь сверстнику, сделать ему
подарок или уступить свое место, это может свидетельствовать о
формировании особого отношения к другому ребенку, которое можно назвать
личностным. В этом отношении сверстник становится не только
предпочтительным партнером для совместной деятельности, не только
объектом сравнения и средством самоутверждения, но и ценной
самостоятельной личностью. Сравнивая себя с другим ребенком и
противопоставляя себя ему, дети формируют внутреннюю общность, которая
способствует развитию глубоких межличностных отношений.
Взаимодействие с другим ребенком не так просто для дошкольников
старше шести, или даже семи лет. Хотя язык игры может казаться понятным
всем детям, оказывается, что для успешного взаимодействия нужен еще и язык
общения - способность адаптировать свои действия к действиям другого
ребенка, помогать товарищу и тому подобное. Именно взаимодействие
формирует общность и требует особого качества, которое называется
общественность (Запорожец А. В., Усова А. П.) .
В процессе познания мира дошкольники пробуют роли, которые их
привлекают, учатся взаимодействовать в рамках этих ролей и понимают их
значение в социальной среде. Педагог играет важную роль в этом процессе,
выступая в роли руководителя. Педагог наблюдает за игрой и вмешивается
только в случае возникновения проблемных ситуаций, которые можно решить
только взрослому человеку.
Стоит отметить, что детям, которым трудно установить контакт со
сверстниками, трудно включиться в сюжетно-ролевую игру. Дети часто не
хотят общаться с малоактивными сверстниками, оправдывая это тем, что "они
не умеют играть" или "ничего не знают". В таких случаях педагогу следует
провести индивидуальную работу с таким ребенком, чтобы помочь ему
включиться в этот вид деятельности. Необходимо учесть все индивидуальные
особенности ребенка, сопоставить их, чтобы прийти к правильному решению.