Лаврова Марина Евгеньевна
Роль сюжетно-ролевой игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, а не просто любимое занятие детей. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Особая роль в развитии коммуникативных умений дошкольника принадлежит сюжетно-ролевой игре. В игре отображаются не только особенности назначения предметов и функции окружающих, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой материал, поэтому в комплексном руководстве игрой серьезное внимание уделяется выявлению специфики организации развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В наших группах ежедневно планируются и создаются условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как «Больница», «Парикмахерская», «Пожарный на службе», «Автобус», «Стройка» и многие другие. Игры отражают труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, учителя, строителя, шофера. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Подражая взрослым в этих играх, дети уточняют свои знания о мире и моделируют свое поведение в обществе.
Игры проводятся спонтанно, по желанию детей. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, устанавливают правила, решают, кто какие роли играет. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа, используя фантазию и воображение, реализует свой замысел, что позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ему недоступны. Как правило, в игре используются игрушки-заместители, очень похожие на настоящий инструмент и обязательные атрибуты спецодежды. Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.
В процессе игры можно заметить, что ребенок, воссоздавая взаимодействие взрослых, осваивает правила этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игре формируются моральные качества, такие как ответственность, чувство дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра не может развиваться сама по себе. Так как дети первоначально не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, соблюдая правила и ход игры, не имеют достаточно знаний о структуре сюжетно-ролевой игры, перед воспитателем стоит задача решить эту проблему, развивая у детей интерес и активное участие. Для развития игры необходимы : четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Воспитатель контролирует игру, организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение к участниками игры. Игры должны проводиться в правильно выбранном темпе: замедленный темп утомляет, расхолаживает детей, слишком быстрый – не дает возможность успевать сориентироваться в ситуации. Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, дав детям максимальную степень свободы, не подавляя фантазию детей.
Главное, чтобы дети заинтересовались игрой. Ведь интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка занимательным и эффективным.