Людмила Поротикова
Роль слуха и зрения в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль слуха и зрения в развитии речи детей
Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.
Публикация «Роль слуха и зрения в развитии речи детей» размещена в разделах
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает действовать уже с первых часов жизни ребенка. Первые реакции на звук проявляются у ребенка различными движениями, расширением зрачков, задержкой дыхания. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослого и реагировать на него. В дальнейшем слух начинает играть важную роль в развитии речи малыша.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (дай-дай, тик-так, тук-тук). В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих его людей. К году у детей появляются первые слова. Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего речевого аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение. Доказано, что даже при относительно небольшом (до 25дб) снижении слуха возникают затруднения в восприятии многих согласных звуков, безударных окончаний слов и др. Если понижение слуха произошло до начала процесса развития речи или в самом его начале, это приводит к общему недоразвитию речи, т. е., кроме нарушения звукопроизношения, не развивается лексический и грамматический строй языка.
У глухих от рождения детей подражание речи окружающих не развивается. Как и у нормально слышащих детей, у них своевременно появляется лепет, который затем постепенно угасает, т. к. не получает подкрепления со стороны слухового восприятия. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь не развивается.
Слух человека отличается от слуха животных тем, что в процессе онтогенеза он приобрел свойство точно различать фонемы. В начале становления речи ребенок слышит звуки и слова нечетко, поэтому плохо понимают речь окружающих и искаженно произносят многие звуки. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно формируется и правильное произношение. При нормальном речевом развитии к четырем годам дети овладевают умением различать все фонемы. Важную роль в развитии речи играет и зрение. Слепые дети начинают говорить значительно позже, т. к. не имеет возможности наблюдать за движениями языка и губ окружающих.
В процессе развития ребенка между слуховым, зрительным и другими анализаторами возникает система условных связей, которая постепенно развивается и укрепляется.