Ольга Баскакова
Роль скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Роль скороговорок в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста самым древним, самым интересным и самым доступным являются скороговорки. «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «На дворе трава, на траве дрова» (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М. : Русский язык 1981-1988).
История скороговорок относит их к народному фольклору. Быстрые фразы были придуманы для игр и забавы. Раньше люди собирались по вечерам и организовывали себе досуг песнями, танцами, рассказами и быстрым проговариванием скороговорок. Самые первые произведения скороговорок были опубликованы в 1862 году Владимиром Далем, именно он определил чистоговорки как учебный развивающий термин. «Скороговорка –частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (Толковый словарь В. И. Даля).
В детстве каждый ребенок пытается повторить за взрослым забавные слова с повторяющимися звуками, из которых складывается короткая веселая история – например, про Сашу, которая шла по шоссе и сосала сушку. И как гордится собой маленький человечек, когда у него это получается почти как у взрослого! Но и папе, и маме подобная игра доставляет не меньшее удовольствие.
Какое значение имеют скороговорки для ребенка?
Учат детей говорить четко и красиво;
Способствуют развитию памяти и воображения;
Улучшают дикцию и управление голосом;
Обогащают словарный запас.
Как работают скороговорки : и забава, и польза. Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.
Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки.
Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, Сначала подбираем речевой материал для отработки тех звуков, которые дети неправильно произносят.
Если в скороговорке встречаются непонятные детям слова, объясняем их смысл заранее. Хорошо если у вас есть иллюстрации к скороговоркам. Это могут быть картинки из книг, но лучше рисунки выполненные детьми и их родителями. Они помогают ребенку быть более внимательным и лучше запомнить скороговорку.
После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.
Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.
Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.
Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.
Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь.
Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.
Скороговорки бывают разные : и простые, и сложные по набору звуков.
Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок.
Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.
Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой на работу у вас и ребенка.
В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена их ровесников, которые делают скороговорку для ребенка ближе :
Подарили Валеньке варежки и валенки.
Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:
У осы не усы, не усищи, а усики.
Тем самым скороговорка расширяет кругозор ребенка и развивает у него образное мышление. Веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить:
Лёша неуклюжий
Шлёпнулся в лужу.
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и даже темп. (Без сомнения мы стремились к тому, чтобы учиться правильно, произносить слова можно было с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают положительные эмоции). Кстати, будет вполне уместно попросить самого ребенка описать свое восприятие скороговорки, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а отработка звука – более эффективной. Например, скороговорка :
«Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину» представляется летней, теплой и солнечной, а от скороговорки «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – в бок,
Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп!» веет морозом, хотя настроение у нее достаточно веселое и задорное. Таким образом, предварительный разбор – описание скороговорки может увеличить эффективность ее использования, поскольку для ребенка она станет более близкой и менее формальной. В принципе, использовать скороговорки можно даже при обучении русскому языку маленьких детей. В этом случае после описания детьми характера скороговорки и выяснения их отношения к ней можно даже придумать ей самостоятельное имя – название, тем самым сделав ее их другом. Так, скороговорку :
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
можно назвать «Шуршашкой», «Шуршиком» и т. д.
Список использованной литературы.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб.
Дошкольное воспитание : научно-методический журнал, №4, 2004 .
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : популярное пособие для родителей и педагогов/Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003.