Татьяна Рожкова
Роль сказкотерапии в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников
▼ Скачать
РОЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Т. М. Рожкова воспитатель ЧДОУ «Детский сад №199 ОАО «РЖД» г. Красноярск
Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. А. В. Гнездилов Если ребнок ведт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию и общепринятые методы воспитания не помогают, то силой принудить малыша к послушанию невозможно. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать вс то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, насколько сильна сказкотерапия, как метод психологической коррекции.
Публикация «Роль сказкотерапии в сохранении и укреплении психофизического здоровья дошкольников» размещена в разделах
Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства. Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые непослушные дети могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители. Если эту информацию преподать в "волшебной" обртке, то для некоторых взрослых людей сказкотерапия окажется тем средством, которое поможет, где традиционные методы бессильны.
Сказкотерапия – естественный способ социализации детей. Через не дети учатся распознавать опасности и справляться с ними. С помощью е происходит передача культурного и художественного – образного наследия человечества. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, необходимое ему в данный момент, созвучное его проблемам. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, что сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в заложены истины и человеческие ценности, на которые сказка намекает ребенку. Не говорит в лоб: «Сделай так!», а показывает на примерах,чем могут обернуться для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет детей поступать так же. Но ребенок сам непременно должен сделать правильный вывод. Особенно, если обсуждать с ним сказку, задавать вопросы по ней, побуждать к размышлению. Чтобы сюжет сказки был доступен в сказкотерапии, используем игровые упражнения «Клубочек», «Полет в парах», «Печаль» и т. д., направленные на обучение навыков взаимодействия, сотрудничества, преодоления собственных внутренних барьеров. Позитивно настраиваем детей на положительное эмоциональное настроение. Применяем аудиозаписи с различной музыкой, предметы тактильного ощущения и многое другое.
Сказка учит наших детей : 1. Воспитанию хороших человеческих качеств. На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным и любить своих ближних. 2. Мягкому обучению без насилия Сказки проходят в игровой форме. Есть сказки героями которых являются: геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы. Ребенок наблюдает за их необычной жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь. Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован. 3. Проживанию эмоций Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни. 4. Привитию извечных ценностей Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает. 5. Пониманию мира вокруг и отношений между людьми Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам. 6. Мягкой коррекции поведения ребенка Для детей агрессивных, переживающих сильный стресс сказка помогает справиться с трудностями в поведении. 7. Лечению души Иногда ребенку не хватает понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки. Они помогают взглянуть на ситуацию с разных сторон, осознать смысл происходящего. Придуманное и спланированное путешествие по сказкам, помогает ребенку справится со своими переживаниями, побуждает его фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творческой стороне детской души.
Библиографический список 1. Алябьева Е. А. Познавательное развитие ребенка Сказки о природе «ТЦ Сфера»,2016 2. Дошкольное воспитание -2016, №7 3. Ребенок в детском саду -2016, №8 4. Свистунова Е. В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. Москва,Форум2014.