Приложение МААМ

Роль сказки в преодолении тревожности детей дошкольного возраста

Ольга Вокуева
Роль сказки в преодолении тревожности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сказки в преодолении детской тревожности

Сказка представляет собой необычной по эффективности психологического действия средство работы с внутренним миром детей, действенный инструмент ее развития личности.

В работе С. Ф. Савченко приводится мысль о том, что сказку можно отнести к такому типу учебных материалов, применение которых создает возможность разрешать задачи воспитания, развития, образования.

Публикация «Роль сказки в преодолении тревожности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В. И. Даль дает определение сказки : повествовательное произведение устного народного творчества о выдуманных событиях, порой с участием волшебных, фантастических сил. Рассказ о необычных событиях и приключениях.

Выделяют следующие особенности сказки : последовательное развитие фабулы демонстрирует как определенной поведение, поступки ведут, к определенным результатам, т. е. есть связь между поступком и следствием. За добрые поступки – награда, за плохие – наказание.

Рассмотрим роль сказки в преодолении детской тревожности.

Сказкотерапия дает возможность в ненавязчивой форме проработать проблемную ситуацию, актуализировать внутренние ресурсы и личностный потенциал. Методы сказкотерапии оказывают опосредованное влияние, т. е. исключается давление на личность ребёнка, не провоцируется включение сопротивления.

В настоящее время в сказкотерапии объединяются достижения психологической, педагогической, психотерапевтической науки. В процессе сказкотерапии применяются разные жанры повествования, но в деятельность с дошкольниками максимально эффективно применение сказки. Могут быть использованы популярные художественные (народные, авторские) сказки или созданные на основе актуальной ситуацией психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки. Данные сказки создаются с целью мягкого воздействия на поведение ребёнка. Под коррекцией тут понимают изменение менее эффективного стиля поведения на более продуктивный, а так же на разъяснение ребёнку смысла происходящего.

Метод сказкотерапии отличается многоплановостью, синтезирует разные методы, техники и формы работы, которые нацелены на разрешение задач психодиагностики коррекции, развития и терапии.

К классическим формам работы может быть отнесено рассказывание сказок и их анализирование, придумывание историй, переписывание и дописывание авторских и народных сказок, создание и решение сказочных задач, драматизация. Могут быть использованы в работе арт-терапевтические техники, куклотерапия, телесно-ориентированные техники. Это дает возможность применять сказкотерапию для работы с проявлениями тревожности у детей в рамках групповых коррекционно-развивающих занятий.

В психическом развитии ребенка проблема значимости восприятия и переживания сказки продолжает оставаться остается одной из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогических исследованиях. Связано это с открытием новых возможностей применения сказки в воспитательном процессе. современной методологической работе со сказкой появился новый вид деятельности, который получил название сказкотерапия.

Сказка в современной психологии чаще представляется как многогранный по своим проявлениям источник развития личности ребенка. Взрослые, непосредственно участвующие в обучении и воспитании дошкольников, все больше обращаются к классическим сказкам, так как некоторые современные сказки включают элементы агрессии.

Теория А. Адлера вышедшая из психоанализа объясняет, что чувство слабости и несамостоятельности, ощущаются ребенком болезненно. В связи с этим часто в фантазиях (сказках, играх) дети бессознательно мстят, выражая протест против реального чувства несостоятельности. И как итог, они прибегают к гиперболизации, потому что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, так как это отвечает их потребностям и состоянию.

Сказка ориентируется на социально-педагогический эффект, так как учит, побуждает к деятельности и оказывает терапевтическое воздействие. Сказки обладают более высоким когнитивным и эмоциональным потенциалом, чем идейно-художественной значимостью. Сказка завладевает вниманием ребенка, вызывает любознательность, стимулирует воображение, развивает интеллект, помогает понять себя, свои желания и эмоции.

Сказка и ее воздействие на формирование эмоционально-нравственной сферы дошкольников является предметом изучения многочисленных отечественных исследований. Сказка – ненавязчивое воспитательное средство. Они передают нравственные ценности, правила поведения, сказочный мир воспитывает чувства, развивает отзывчивость, сердечность. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальное формирование внутренних вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, повторении, обыгрывании) сказок осуществляется развитие речевой культуры ребёнка. При этом развиваются и функционируют обе основные функции речи – экспрессивная и коммуникативная. Таким образом дети приобретают навык по преодолению препятствий в коммуникации, учатся чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение разным состояниям, чувствам, эмоциям.

Мир сказок, наполнен чудесами, тайнами и магией, что привлекательно для детей, это создает возможность оценки, симпатии к тому или иному герою, т. е. побуждает к активной деятельности в мире воображения, творчески изменяя его. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок получает знания о мире, о отношениях людей, проблемах и препятствиях, учится преодолевать трудности, искать друзей, бороться за справедливость, верить в силу добра.

Одним из средств сказкотерапии выступает применение музыкальных сказок. Музыкальная сказка как метод терапии психологических трудностей сложилась в 90-х годах ХХ века. Музыкальная сказка представляет собой яркую, эмоциональную передачу сказочных событий, которые имеют духовно-нравственное содержание, действие которого усиливается благодаря музыкальному сопровождению.

Для ребенка музыкальная сказка богатый источник чувств и переживаний, который оказывает на него сильное эмоциональное влияние. Сюжет сказки дает возможность ребенку проявить творческие способности, продемонстрировать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности. В ходе творческой деятельности ребенок имеет возможность проработать разные эмоциональные состояния, научиться управлять своими эмоциями, при вхождении в образ почувствовать себя более уверенно.

Главная цель работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста - формирование способности детей к свободному творческому восприятию окружающей действительности, отображению впечатлений и отношении посредством творческой деятельности – искусства музыкальной сказки.

Таким образом, музыкальная сказка при коррекции детской тревожности - безопасный и интересный для детей метод. Посредством сказки можно понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, страхов, и что важно ребенок прорабатывает проблему через свой эмоциональный фон.

Может быть, применён следующий алгоритм психокоррекционной сказки : герой должен быть подобран с учё том следующих характеристик : близкий по полу, возрасту, характеру; описание жизни героя в сказочной стране должно быть составлено так, чтобы ребенок обнаружил схожие черты со своей жизнью; «помещение» героя в проблемную ситуацию, аналогичной той, что переживает ребенок; герой ищет выход из сложившейся ситуации. Тут важно представить ситуацию в нескольких аспектах, т. е. предложить альтернативные модели поведения, например, герой понимает, что его позиция ошибочна, меняет ее, выбирает путь изменения.

Таким образом, сказка представляет собой занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Сказка, в том числе музыкальная является средством коррекции детской тревожности. С помощью сказки можно понять и проиграть с ребенком его проблемы, неуверенность, тревожность, боязливость. При этом ребенок прорабатывает проблему через свой эмоциональный фон. Музыкальная сказка является одним из средств сказкотерапии и представляет собой яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, которое усиливается благодаря музыкальному сопровождению.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 МартаРоль коллективной творческой деятельности для детей дошкольного возраста. Стенгазеты к празднику 8 Марта Задачи, которые ставятся в процессе коллективной творческой деятельности: - практическая направленность; - коллективная организация;.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль сказки в преодолении тревожности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 15:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в преодолении тревожности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вокуева (УИ 30344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД