Лутошкина Ирина
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель воспитания - развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим.
Сказка издавна считается средством народной педагогики. Сказка
зародилась еще тогда, когда люди имели весьма смутные представления о том, что такое педагогика как мы ее теперь представляем. И при помощи сказок происходило обучение, в том числе, и нравственным нормам.
Да и современная педагогика указывает нам на громадное количество
Публикация «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
достоинств сказки. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что
дошкольники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых,
обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что
побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые
погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в
жизни всегда было так.
Своих героев сказка преподносит в интересных, выразительных поэтических образах.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель — народ. Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив.
Велико значение сказок как средства развития речи.
Сострадание, совесть, соучастие, сочувствие, содействие — это основы человеческого достоинства, чести — по строгой оценке народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки. Силой объединения выступают неизменно в народных сказках, правда, искренность, доверчивость, щедрость, отзывчивость, душевная мягкость, уступчивость, безунывность, оптимизм.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.