Елена Остапова
Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы
воспитанников с ОВЗ
Сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Публикация «Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении. В процессе занятий дети с ОВЗ должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследователь-скую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения. Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность.
Сенсорная комната развивает и гармонизирует эмоционально-волевую сферу детей : снимает психоэмоциональное напряжение, у детей развивается
саморегуляция и самоконтроль, умение управлять своим телом, дыханием, умение передавать свои ощущения в речи, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, формируется представление о положительных и отрицательных эмоциях, повышается уверенность в себе.
Функции сенсорной комнаты :
- снижает тревожность и агрессивность;
- снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение;
- формирует адекватную самооценку;
- создает чувство безопасности, защищенности;
- преодолевает застенчивость;
- развивает позитивное общение и взаимодействия детей;
- развивает память, речь, фантазию, оригинальность мышления;
- улучшает эмоциональное состояние.
Оборудование для сенсорной комнаты :
- Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.
- Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель.
- Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
- Зеркальные элементы с фиброоптической подсветкой.
- Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат.
Песочная терапия-еще одно направление работы в сенсорной комнате :
- развивается зрительно – пространственная ориентировка;
- концентрируется внимание, память;
- развивается речь и логика, расширяется словарный запас;
- стабилизируется эмоциональное состояние, поглощается негативная энергия;
- развивается рефлексия (самоанализ) ребенка;
- развиваются творческие (креативные) способности;
- формируется позитивная коммуникация.
В какие игры можно поиграть:
1. Упражнение «Песочный человечек» (для детей от 4-7 лет).
Цель: развитие фантазии, логики и связной речи.
Оборудование: световой стол для рисования песком, фигурки человечка, маленькие игрушки, фигурки деревьев.
Содержание: Психолог рассказывает детям рассказ:
Ребята! Где то далеко-далеко в песочной стране живет песочный человечек. Он очень любит детей и хочет с вами познакомиться. Давайте положим руки на песок, закроем глаза и позовем песочного человечка: В ладоши наши посмотри, в них доброту, любовь найди! Песочный человек приди! Ребята! Песочный человек любит сладкое, давайте испечем ему пирожное. Возьмите формочки и попробуйте. Получилось пирожное? Ребята вы выполнили задание песочного человечка. А сейчас мы будем прощаться с песочной страной и человечком. Снова положим руки на песок и поблагодарим его за то, что он нас сделал умнее. Ребята, скажите песочному человечку до свидания, он будет ждать вас снова в своей волшебной стране. Вам понравилось в песочной стране? А что нового вы узнали?
2. Упражнение «Путешествие золотой рыбки» (для детей от 4-6 лет).
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция страхов; улучшить функцию внешнего дыхания, развитие мелкой моторики.
Оборудование: световой стол для рисования песком, фигурки рыбки, маленькие кристаллы.
Содержание: В сказочной песочной стране жила прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее любили, и она всех любила, но у нее не было подружек, похожих на нее. Однажды Золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые умеют лепить золотых рыбок. «Они мне обязательно помогут!» - подумала Золотая рыбка. И позвонила в наш детский сад. Давайте, попробуем нарисовать на песке подружу золотой рыбке. В сказочной подводной стране есть растения. Как они называются? Представь, что ты маленькая, чудесная рыбка. Ты плещешься в воде, играешь. Тебе весело и спокойно. Ребенок изображает изображает рыбку. Но вдруг появилась злая акула. Тебе стало страшно. Ты затаился на дне, и ждешь, когда она уплывет. Акула плавает вокруг рыбок, никого не находит и уплывает.
Тебе становится спокойно, страх уходит, ты снова начинаешь плавать. Дыхание ровное, тебе хорошо и уютно. Ребенок выполняет рисунок.
3. Упражнение «Цепочка действий» (для детей от 4-7 лет).
Цель: учить ребенка моделировать с использованием различного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного стола, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: световой стол для рисования песком, цветная веревочка или нитки, маленькие кристаллы.
Содержание: Сегодня ребята мы с вами будем выкладывать на цветной веревочке кристаллы в определенном порядке по схеме, будьте внимательны.
Дети выкладывают на цветной веревке кристаллы в определенной последовательности по схеме.
4. Упражнение «Отпечатки» (для детей от 4-6 лет).
Цель: Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами и ладошками изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры. Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас – пальчики и ладошки. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы кристаллами. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
5. Упражнение «Детские секретики» (для детей от 4-7 лет).
Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
У детей с ОВЗ часто отмечаются трудности в мелкой и общей моторике.
Поэтому необходимо постоянно выполнять упражнения, которые помогут развивать точность движений и улучшить переключаемость.
В какие пальчиковые игры можно играть:
«Погода», «Веселый гном», «Скворечник», «Мы делили апельсин», «Огород», «Звериная зарядка».
Пальчиковые игры проводятся с детьми сидя на полу, для этого использую цветные вязаные коврики.
Так как в нашем учреждении 4 корпуса, приходится использовать мобильные средства релаксации для детей.
Пособие «Зонтик».
Выполнено из зонта и цветных ленточек (длина 1 м, прикрепленных к спицам зонтика.
Используется для релаксации, закрепления цвета и игр с детьми.
В целях поощрения детей, сюрпризного момента использую чемоданчик, из которого дети в конце занятия могут взять любой понравившийся предмет.
В сенсорной комнате можно использовать Аромотерапию : аромасвечи, аромалампы, ароматические подвески с сухими травами.
Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке внутри мерцающего светодиодного фонтана.
Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон.
Аутичные дети начинаются заинтересованно играть с водой и песком, слушают разнообразные звуки, что помогает найти ниточку контакта
с таким ребенком, заключенным в самом себе.
Имеются противопоказания для занятий в сенсорной комнате :
- глубокая умственная отсталость, эпилепсия;
- инфекционные заболевания;
- гиперактивность;
- различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов
Методические требования к проведению занятий:
- продолжительность от 7 до 25 минут;
- проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.
Занятие включает три обязательные части:
- вводная (ритуал приветствия, разминка);
- основная (релаксация, игра);
- завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания).