Гревцова Анна Валерьевна
Рoль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рoль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Семья – первый социальный институт, в котором свой жизненный опыт получает ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Цель:
Публикация «Рoль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
- достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Некоторые аспекты роли семьи :
Целенаправленное влияние. Родители формируют у ребёнка привычки, образ мышления и общие взгляды на моральные ценности. Для этого они используют сказки, мультфильмы, игры и собственное поведение.
Формирование представлений о семье. Ребёнок впитывает в себя всё, что происходит в семье. Так как иного примера перед его глазами нет, он считает модель семьи единственно правильной, а отношения внутри неё — нормой.
Получение первого жизненного опыта. В семье ребёнок делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях.
Основные направления роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста : подготовка к будущей школе и формирование определённых личностных качеств, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни. Например, обучение навыкам общения, умственная и психологическая подготовка к будущей жизни, привитие любви и уважения к труду, развитие самостоятельного мышления.
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького «почемучки»; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям o жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.
Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребенок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребенка заботу о других, умение не только руководить, но и подчинятся. А СЕМЬЯ – это, прежде всего, ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК любви, воспитания, исторического наследия нашей страны и КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ!
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Oни побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, что происходит вокруг, ему передается настроение и состояние взрослых. Ребенку важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, ласку, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, расторопность родительскую, неуверенность в своих силах, возможностях.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи o своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Выделяется 3 основных стиля воспитания :
Авторитарный стиль. Данный стиль основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании беспрекословного послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний в качестве основных способов воздействия. Дети в таких семьях растут послушными, дисциплинированными, но это слепое послушание, нередко основанное на опасении быть наказанным.
Либеральный стиль. Провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков, действий. Родители не склонны контролировать своих детей, не требуют от них ответственности, самоконтроля. Дети становятся недисциплинированными, а нередко и неуправляемыми, проявляют агрессивность, отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством.
Демократический стиль. Этот стиль воспитания предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирует его самостоятельность, активность. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и плохих поступков, требуют от детей осмысленного поведения. Дети энергичны, любознательны, уверены в себе, у них развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, они легко налаживают хорошие отношения со сверстниками.
Какой стиль воспитания будет в той или иной семье зависит только от самих родителей. Если родители смогут подобрать к ребенку правильный подход, с учетом его характера, темперамента и интересов, результатом такого воспитания будет здоровый и счастливый ребенок.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д.
Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.
Заключение
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.