Лучший педагог года

Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Ризида Саночкина
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Время проведения: сентябрь

Форма проведения: практикум, дискуссия.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению.

План проведения

1. Вступительное слово. Выводы по результатам тестов.

2. Упражнение-дискуссия «Каким я был первоклашкой?»

1. Психологическая готовность к школе.

2. Формирование умения родителей взаимодействовать с ребенком в ситуациях, способствующих повышению уровня готовности к школе.

Публикация «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» размещена в разделах

3. Подведение итогов практикума.

Раздаточный материал: Памятка для родителей «Рекомендации по подготовке ребенка к школе», «Портрет выпускника детского сада»

Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей, беседы с детьми на тему школы.

2. Оформление выставки фотографий «Школьная жизнь моих родителей» (в группе)

3. Оформление выставки рисунков воспитанников «В какой школе я буду учиться» (в музыкальном зале).

4. Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе» (в музыкальном зале).

5. Разработка проекта решения родительского собрания.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово. Тема нашей встречи: «Роль семьи в подготовке ребенка к школе».

Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Но что же будет происходить в реальности? Мы увидим, что никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней добавится боязнь не выполнить родительские наставления.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребенка к школе займет не один день и не одну неделю, этот процесс длительный и сложный. Чтобы процесс адаптации прошел легко, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным, получал при этом только положительные эмоции, мы сегодня рассмотрим все аспекты готовности ребенка к школьному обучению, что происходит с ребенком, с нами.

Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Вам был предложены тесты А. Е. Хасановой «Готовы ли вы отдать ребенка в школу, «Готов ли Ваш ребенок к школе (Выводы по результатам теста).

Высказывания родителей о том, какие чувства они испытывают в связи с приближающимся школьным обучением сына, дочери. От кого и чего зависит их самочувствие.

2. Упражнение – дискуссия «Каким я был первоклашкой»

Цели: акцентировать внимание родителей на адекватности их ожидания от поведения и реакций детей.

Инструкция. Участникам предлагается вспомнить себя в первом классе: какие были трудности и неудачи, какие смешные или грустные истории происходили, ситуации успеха или неуспеха, кто им помогал, от кого ждали помощи.

Вывод: дети также нуждаются в помощи, как и мы когда-то. Особенности этого периода в том, что истинная готовность к школе формируется у ребенка в процессе обучения к концу первого полугодия.

3. Психологическая готовность к школе.

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствуют успешности обучения.

Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе :

• мотивационная готовность (желание учиться);

• эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);

• интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

Важна общая личностная готовность ребенка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний.

4. Формирование умения родителей взаимодействовать с ребенком в ситуациях, способствующих повышению уровня готовности к школе.

Если говорить об эмоциональном благополучии ребенка и его мотивации к учению, то нельзя не обозначить огромное влияние этих факторов на успешность обучения в школе. Если вас спросить, уважаемые родители, с легкостью выполняете ту или иную работу? (ответы родителей). Ответ прост – когда вы активны, у вас хорошее настроение, когда есть желание и стремление добиваться результатов, другими словами – мотивация. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые запускают и направляют его активность.

Задайте дома своему ребенку вопрос : «А зачем ты пойдешь в школу Вы услышите разные ответы: пойду учиться, играть, чтобы хвалили и др.

Можно выделить шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

• социальные – основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»;

• учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

• оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки»);

• позиционные – связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника («я хочу в школу, потому что там большие, а в саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

• внешние по отношению к школе и учению («я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

• игровые – неадекватно перенесенные в учебную деятельность («я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость.

Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успеваемость.

Привести примеры детских высказываний на тему: «Зачем ты пойдешь в школу

Вывод: уже сейчас необходимо начинать работу по формированию у детей необходимых мотивов.

Для этого можно использовать в домашних условиях следующие формы и методы работы: беседы о школе, чтение сказок, рассказов, стихов о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним.

Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендуем следующее:

• использовать живое эмоциональное общение с ребенком;

• доверительно относиться к нему;

• создавать ситуации успеха;

• поощрять за личные достижения и «программировать» на успех. Например, написать на листе ватмана позитивные установки: «Ты –молодец!», «Ты многое можешь!», «У тебя все получится!», «Иди, я помогу тебе!» (родители могут продолжить этот список – их предложения записываются);

• выяснить причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?»

«Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Ты наверное, будешь двоечником…» (могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником.» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический труд приводит ребенка к неврозу.)

• «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!»ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

Наиболее успешными в школе оказываются дети : жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща, и в которых верят родители.

Таким образом, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.

5. Подведение итогов практикума.

Публикации по теме:

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе» «Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей.

Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Консультация для родителей «Роль семьи в музыкальном развитии ребенка» Роль семьи в музыкальном развитии ребенка Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ № 1 г. Армавир Паветко Н. А. Музыкальное воспитание.

Консультация «Роль семьи в воспитании особого ребенка» Роль семьи в воспитании особого ребенка в семье. «Семья – это кристалл общества» В. Гюго. В успехе любого человека огромную роль играет.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.

Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет» Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Родительское собрание: «Роль семьи в Воспитании ребенка (деловая игра)» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА (деловая игра) Цели: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке.

Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое,психическое,и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,так же как и все другие.

Совместная работа детского сада и семьи в подготовке ребенка к обучению в школе. Конспект родительского собрания Уроки жизни, которые дает семья, обладают огромной силой, потому что эти уроки дают самые близкие, самые дорогие ребенку люди. Прежде всего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
Опубликовано: 11 января 2016 в 15:37
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Ризида Саночкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД