Ризида Саночкина
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
Время проведения: сентябрь
Форма проведения: практикум, дискуссия.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к школьному обучению.
План проведения
1. Вступительное слово. Выводы по результатам тестов.
2. Упражнение-дискуссия «Каким я был первоклашкой?»
1. Психологическая готовность к школе.
2. Формирование умения родителей взаимодействовать с ребенком в ситуациях, способствующих повышению уровня готовности к школе.
Публикация «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
3. Подведение итогов практикума.
Раздаточный материал: Памятка для родителей «Рекомендации по подготовке ребенка к школе», «Портрет выпускника детского сада»
Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей, беседы с детьми на тему школы.
2. Оформление выставки фотографий «Школьная жизнь моих родителей» (в группе)
3. Оформление выставки рисунков воспитанников «В какой школе я буду учиться» (в музыкальном зале).
4. Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе» (в музыкальном зале).
5. Разработка проекта решения родительского собрания.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово. Тема нашей встречи: «Роль семьи в подготовке ребенка к школе».
Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Но что же будет происходить в реальности? Мы увидим, что никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней добавится боязнь не выполнить родительские наставления.
Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребенка к школе займет не один день и не одну неделю, этот процесс длительный и сложный. Чтобы процесс адаптации прошел легко, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным, получал при этом только положительные эмоции, мы сегодня рассмотрим все аспекты готовности ребенка к школьному обучению, что происходит с ребенком, с нами.
Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологический настрой родителей. Известно, что чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. Вам был предложены тесты А. Е. Хасановой «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?», «Готов ли Ваш ребенок к школе?» (Выводы по результатам теста).
Высказывания родителей о том, какие чувства они испытывают в связи с приближающимся школьным обучением сына, дочери. От кого и чего зависит их самочувствие.
2. Упражнение – дискуссия «Каким я был первоклашкой»
Цели: акцентировать внимание родителей на адекватности их ожидания от поведения и реакций детей.
Инструкция. Участникам предлагается вспомнить себя в первом классе: какие были трудности и неудачи, какие смешные или грустные истории происходили, ситуации успеха или неуспеха, кто им помогал, от кого ждали помощи.
Вывод: дети также нуждаются в помощи, как и мы когда-то. Особенности этого периода в том, что истинная готовность к школе формируется у ребенка в процессе обучения к концу первого полугодия.
3. Психологическая готовность к школе.
Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствуют успешности обучения.
Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе :
• мотивационная готовность (желание учиться);
• эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);
• интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).
Важна общая личностная готовность ребенка к школе, а не специальная, связанная с областями знаний.
4. Формирование умения родителей взаимодействовать с ребенком в ситуациях, способствующих повышению уровня готовности к школе.
Если говорить об эмоциональном благополучии ребенка и его мотивации к учению, то нельзя не обозначить огромное влияние этих факторов на успешность обучения в школе. Если вас спросить, уважаемые родители, с легкостью выполняете ту или иную работу? (ответы родителей). Ответ прост – когда вы активны, у вас хорошее настроение, когда есть желание и стремление добиваться результатов, другими словами – мотивация. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые запускают и направляют его активность.
Задайте дома своему ребенку вопрос : «А зачем ты пойдешь в школу?» Вы услышите разные ответы: пойду учиться, играть, чтобы хвалили и др.
Можно выделить шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
• социальные – основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника («я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»;
• учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
• оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки»);
• позиционные – связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника («я хочу в школу, потому что там большие, а в саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
• внешние по отношению к школе и учению («я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
• игровые – неадекватно перенесенные в учебную деятельность («я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость.
Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успеваемость.
Привести примеры детских высказываний на тему: «Зачем ты пойдешь в школу?»
Вывод: уже сейчас необходимо начинать работу по формированию у детей необходимых мотивов.
Для этого можно использовать в домашних условиях следующие формы и методы работы: беседы о школе, чтение сказок, рассказов, стихов о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним.
Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендуем следующее:
• использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
• доверительно относиться к нему;
• создавать ситуации успеха;
• поощрять за личные достижения и «программировать» на успех. Например, написать на листе ватмана позитивные установки: «Ты –молодец!», «Ты многое можешь!», «У тебя все получится!», «Иди, я помогу тебе!» (родители могут продолжить этот список – их предложения записываются);
• выяснить причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?»
• «Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Ты наверное, будешь двоечником…» (могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
• «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником.» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
• «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический труд приводит ребенка к неврозу.)
• «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
• «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)
Наиболее успешными в школе оказываются дети : жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща, и в которых верят родители.
Таким образом, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.
5. Подведение итогов практикума.