Получи документы

Роль семьи в формировании у дошкольника гендерных представлений

Алена Князькина
Роль семьи в формировании у дошкольника гендерных представлений
▼ Скачать + Заказать документы

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие о личности. Структура личности

В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает включается в активную общественную жизнь, следовательно, сталкивается с определенными трудностями, связанными со взаимодействием людей. Ребенку необходимо научиться не только жить среди себе подобных, но и «идти вверх», развиваться и совершенствоваться. Для этого ему необходимо понять, что же так ценят в современном обществе. В процессе познания ребенок постепенно становится личностью, со своими ценностями, реакциями на поступки других людей и свои собственные, со своим пониманием добра и зла.

Публикация «Роль семьи в формировании у дошкольника гендерных представлений» размещена в разделах

Многие психологи в своих трудах затрагивали понятие «личность». А. Н. Леонтьев [16] рассматривал личность, как совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. К. А. Абульханова [2] определила, что личность - это субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий. Согласно Ю. В. Щербатых [25], личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Несмотря на различные трактовки понятия, развитие личности идет по двум взаимосвязанным линиям:

1)осознание ребенком себя как субъекта деятельности;

2)осознание себя и других как членов некой общности в совместной деятельности.

Индикатором развития субъективной социальности является сознательное употребление детьми местоимений «я-ты», «мы-они». В нравственно-духовном развитии, которое закладывается на втором году жизни, большую роль играют язык, культура, обычаи, традиции, с которыми знакомят малыша. В двух-трех летнем возрасте ребенок начинает, тяготиться зависимостью от других. Часто слышится «я сам». Дети не только стремятся к самостоятельности, но и любят ее демонстрировать. При этом могут делать запрещенные вещи. Отстаивая свою самостоятельность, ребенок в то же время хочет заслужить одобрение взрослых и детей. Под влиянием оценок окружающих у ребенка формируется самооценка [19]. Образцы поведения, пояснения взрослых, эмоциональное одобрение поступков ребенка способствует усвоению правил поведения. Поэтому так важно уметь слушать и слышать ребенка, направлять его, помогать ему в определении себя как личности.

Существует множество различных теорий рассмотрения структуры личности. Первая теория рассмотрения структуры принадлежит З. Фрейду [22]. В структуре личности он выделял три элемента: «Оно» (Ид, «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). Или такие, как сознательное, предсознательное и бессознательное.

1) «Оно» означает инстинктивные, врожденные аспекты личности, который реализует принцип удовольствия, выражающийся в импульсивной манере вопреки самосохранению и не обращая внимания на последствия для других.

2) «Я» – элемент ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

3) Последний компонент – «Сверх-Я». З. Фрейд считал, что человек приобретает Суперэго в процессе взаимодействия с людьми. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно».

Таким образом, такие структурные элементы, как «Оно» и «Я» существуют в человеке от природы, а «Сверх-я» вырабатывается во время взаимодействия с людьми, оказывающими влияние на жизнь человека.

В учебном пособии «Социальная психология в образовании», Н. И. Шевандриным [24] структура личности рассматривается следующим образом:

1) Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

2) Потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности, мотивы и направленность;

3) Эмоционально-волевая сфера;

4) Когнитивно-познавательная сфера;

5) Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

6) Способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Интересно рассматривал структуру личности В. А. Крутецкий [15]. Он выделял 3 блока:

1 блок – направленность личности, система отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности, в частности потребности, чувства, интересы.

2 блок – это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности.

3 блок – стиль, психологические особенности поведения личности.

Основные структуры личности дошкольника позволяют выделить следующие личностные характеристики, присущие ребенку дошкольного возраста : эгоцентризм, центрация, неумение сосредоточиться на изменениях объекта, необратимость мышления, восприимчивость и отзывчивость. Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. Поэтому для гармоничного развития личности необходима помощь и участие со стороны взрослого.

1.2. Гендерные особенности детей дошкольного возраста

В дошкольном возрaсте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Пол — это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) [13]. Ребёнок развивается в социуме, и не всегда его проявления совпадают с ожиданиями общества. Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы психических половых различий и полоролевой дифференциации детей. Изучение процесса гендерных особенностей в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес в современном мире [5].

Гендерные особенности включают в себя три аспекта:

1) Когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;

2) Эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности;

3) Поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения. Позиция ребенкa как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания.

Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей [17].

Значительный вклад в решение данной проблемы внесла Т. В. Бендас [6]. В учебном пособии, в котором впервые представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология, на основе многочисленных отечественных и зарубежных исследований по разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины.

На основании этих исследований были сделаны следующие выводы, отражающие гендерные особенности :

• по показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание — у девочек;

• существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой;

• в раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, адевочки — красный и фиолетовый;

• в возрасте 3—4 и 5—9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях;

• в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании;

• в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек;

• девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;

• мальчики эмоциональны, так же как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии;

• самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;

• стремление отделиться от противоположенного пола (половая сегрегация) появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков — на четвертом.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов.

Подобные архетипические символы проявляются в детских снах и рисунках:

У мальчиков это символы свободы и путешествий (космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли, символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи, символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, символы победы (флаг, горн, крики “ура!”).

А у девочек в снах и рисунках проступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски, символы женственности, изящества, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда, символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл “считывают” хуже.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

Игрушки, в которые играют дети, также оказывают напосредственное значение на формирование гендерной принадлежности. В магазинах, на полках ветрин сразу же видно кому принадлежит та, или иная игрушка.

По цвету упаковки, наличию изображения становится заметно непосредственное отличие девичьих игрушек, от игрушек для мальчиков.

Становится очевидным тот факт, что в настоящее время существуют неоспоримые различия между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными взрослыми [21]. На основе этих данных, педагогами был составлен алгоритм взаимодействия воспитателя и детей, с учетом их гендерных особенностей (см. Приложение 1).

При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики [10].

1.3. Классификация семей. Их влияние на формирование личности дошкольника

Семья для ребенка это ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки и участии семьи.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении.

В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания и идентификации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства.

Существует множество различных подходов по изучению семей. Классифицировать семьи можно по следующим признакам:

а) по составу поколений:

• однопоколенная

• нуклеарная— простая

• многопоколенная, или традиционная — сложная;

б) по составу родителей:

• полная

• неполная

в) по количеству детей:

семья с одним ребенком

семья с двумя и более детьми;

г) по родству:

семьи с родными детьми,

• смешанные семьи

семьи с приемными детьми

• опекунские семьи.

Существенным фактором формирования того или иного типа семейных отношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, общий уклад жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования личности дошкольника. На основании исследований можно выделить следующие типы семейного взаимодействия:

положительные (19%) - характеризуются устойчивым эмоциональным контактом родителей и детей, почти полным отсутствием конфликтов;

амбивалентные (56%) - чередуются близкие контакты и отчужденность, частые конфликты;

отрицательные (24%) - частые, острые конфликты, полное нарушение эмоционального контакта у родителей и детей.

Характер этих взаимоотношений зависит:

• от особенностей личности родителей, форм их поведения;

• особенностей личности ребенка и форм его поведения;

• от уровня образования родителей и их психолого-педагогической компетентности;

• от нравственно-эмоциональной атмосферы семьи;

• от применяемых средств воспитательного воздействия;

• от степени включенности ребенка в жизнь и проблемы семьи;

• от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения.

А. С. Спиваковская [20] в книге, «Как быть родителями: о психологии родительской любви», выделила следующие типы неблагополучных семей и искаженного воспитания в них:

Семья-санаторий : излишняя опека, жесткий контроль, защита от мнимых трудностей.

В результате: перегрузка нервной системы, повышенная чувствительность и раздраженность, агрессивность, реакция протеста.

Семья-крепость : родители стараются поступать правильно,подчеркнуто принципиально.

В результате: неуверенность ребенка в себе, отсутствие инициативы, трудности общения со сверстниками, невротизация.

Семья-третий лишний : подчеркнуто значимыми являются супружеские отношения, ребенку внушается чувство неполноценности.

В результате: неуверенность в себе, безынициативность, подчинение родителям.

Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. В семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. А в семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

Именно от семьи во многом зависит становление ребенка как личности. В ней ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия «мира семьи» своему ребенку. Причины могут быт разными: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом и т. д. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств. У этих детей могут возникать всякого рода проблемы: это и состояние повышенной тревожности, и ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

Поэтому необходимо ответственно подходить к вопросу о воспитании ребенка, наблюдать за его развитием, поведением и принимать коллосальное участие в формировании личности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКА ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

2.1. Изучение типов воспитания в семье гендерных представлений

Период дошкольного детства является временем формирования гендерных представлений и усвоения готовых моделей гендерного поведения. Ученые по-разному трактуют понятие «полоролевое воспитание». А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов [23] определяют половое воспитание как "процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола". Что касается определения, то Ю. С. Григорьева [9] под полоролевой воспитанностью понимает сложное, генетически обусловленное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола. На основе выше перечисленных трактовок сложилось понятие «полоролевое воспитание». Это – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе [14]. Гендерные представления образуются под влиянием гендерных стереотипов, которые в свою очередь, отражены в системе отношений родители – дети. Стили семейного воспитания имеют неоспоримое влияние на формирование гендерных представлений ребенка. Осознание ребенком своей половой принадлежности происходит постепенно. Как отмечает Г. М. Федоришин, гендерные представления начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. В дальнейшем они становятся основой гендерной идентичности в целом. От типа родительского отношения зависит развитие гендерных качеств развивающейся личности [8]. Важнейшим условием формирования гендерной идентичности является семейная социализация. Существует несколько вариантов рассмотрения взаимоотношений в семье. Так, в исследованиях ученых основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество. Тип семейного воспитания оказывает существенное влияние на развитие психики, в частности, на гендерное развитие личности. При этом наличие полоспецифических, полонеспецифических, гипергендерних или андрогинных свойств у мальчика или девочки дошкольного возраста зависит от семейных отношений.

Для выявления отношения ребенка к членам семьи, С. В. Велиева [7] рассматривает методику проведения диагностики «Цветик-восьмицветик» :

На основе полученных данных, сделанных в ходе проведения диагностики, можно составить примерные результаты и выявить отношение ребенка к каждому члену семьи, определить тип семейных взаимоотношений, которые, в свою очередь создадут почву для формирования гендерных представлений у детей. Большинство родителей осознают значимость полоролевого воспитания в развитии личности, и стараются осуществлять его в полной мере. Это доказывается результатами проведенного анкетирования (см. Приложение 2). Однако видно, что не все родители поддерживаются такого мнения, и не считают дошкольный возраст благоприятным для формирования гендерных установок. В таком случае, при становлении личности мальчика или девочки неизбежны различного рода отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию, а также к несостоятельности общественной и семейной жизни. Поэтому компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания должна быть осуществлена на высоком уровне.

2.2. Рекомендации родителям по формированию у ребенка гендерных представлений

Сегодня особенно возросла роль взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Это вызванно тем, что в последнее время происходит ломка традиционных гендерных стереотипов, рост числа неполных семей, феминизация процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях, следствием чего является отсутствие у многих детей соответствующей их полу модели для подражания [3]. Данные тенденции не позволяют семье эффективно решать задачу подготовки детей к выполнению в будущем мужских и женских ролей без помощи дошкольного учреждения. Самым важным фактором в воспитании и развитии ребенка является семья. Именно в семье ребенок учится общению, приобретает первый социальный опыт гендерного ориентирования.

Вот почему одной из главных задач детского сада является создание полноценного социального сотрудничества «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями воспитанников со стороны дошкольного учреждения [18].

Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. В работе Л. А. Арутюновой [4] изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду, где отмечается, что особенности ценностных ориентации родителей в области воспитания этих качеств и характер общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества взрослых и детей являются важными факторами формирования основ мужественности и женственности у детей.

Для полноценного воспитания ребёнка, безусловно, важно, чтобы родители были грамотными в вопросах гендерного воспитания детей. Работа с родителями воспитанников дошкольных учреждений ведется в двух направлениях:

• Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме;

• Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

На основе этих направлений используются различные формы работы с семьей. Разрабатываются совместные проекты: «Наша летняя площадка», «Золотые руки мамы», «Столярная мастерская» и прочее.

В ходе реализации этих проектов на примере выполнения традиционных для мужчин и женщин поручений мамами и папами у детей формируются правильные гендерные представления. Особенно важна такая работа для детей, которые растут в неполных семьях, где дети лишены возможности постоянно видеть пример мужского поведения как образец для подражания.

Родительские собрания являются хорошим источником для обмена положительным опытом по воспитанию детей в семье. Проводятся консультации с презентациями, видеозарисовками «Мальчики и девочки — два разных мира», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как играют мальчики и девочки», «Мальчики и девочки идут в школу», что способствует просвещению мам и пап по вопросам гендерного воспитания детей.

С целью воспитания у детей уважения к родителям, чувства гордости за своих мам и пап в дошкольном учреждении ежегодно организуются выставки творческих семейных работ родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы». В детском саду проводятся всевзможные мероприятий: «День матери», военная игра «Зарница», «Мама, папа, я — спортивная семья». Для того, чтобы узнать степень просвещенности родителей по вопросам гендерного воспитания проводятся различного рода опросы и анкетирования.

Для того, чтобы вызвать у родителей интерес к проблемам гендерного воспитания, используются и другие способы информирования :

Конференции («Мальчик и девочка – два разных мира»)

Семинары-практикумы («Мужские игры», «Если дома не сидится», «Мужские и женские профессии»)

Круглые столы («Мальчик – это будущий мужчина»)

Информационные окна («Развиваем самостоятельность», «Хорошие дети не злятся»)

Дни открытых дверей («День мужества»).

Публикации по теме:

Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки.

Конспект проведения родительского собрания «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Конспект проведения родительского собрания на тему: «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Цель: Выявление особенностей.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника» Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании личности дошкольника» В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие.

Роль фольклора в формировании элементарных математических представлений Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика - один из наиболее трудных учебных предметов.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни Роль семьи в формировании здорового образа жизни Носкова Н. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана.

Роль трудового воспитания в формировании личности младшего дошкольника Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные.

Сценарий родительского собрания «Роль семьи в формировании личности» слайд 1 Родительское собрание на тему: Роль семьи в формировании личности. Повестка родительского собрания: Слайд 2 Семья - это счастье,.

Сценарий родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребенка» Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток».

Статья «Роль воспитателя в Формировании личности дошкольника» Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. На земле много профессий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании у дошкольника гендерных представлений
Опубликовано: 14 мая 2019 в 20:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в формировании у дошкольника гендерных представлений» (включая файлы) размещена пользователем Алена Князькина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД