Серафима Сизова
Роль родительских собраний в организации взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Публикация «Роль родительских собраний в организации взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
Для успешного развития ребёнка необходимо вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи.
В условиях в внедрения ФГОС я строю взаимодействие с семьями воспитанников в следующих направлениях:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
В своей работе использую следующие формы взаимодействия :Информационно -аналитические
2. Досуговые;
Познавательные;
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские
Основной целью моей работы с родителями стоит организация такого взаимодействия и общения, которое базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Основные задачи работы:
•установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
•объединить усилия для развития и воспитания детей;
•создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
•поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Успешному взаим0одействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительские собрания. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Учитывая то, что проведение родительских собраний в традиционной форме, т. е. простое чтение доклада педагогом, неинтересно родителям, т. к. здесь они являются пассивными слушателями, я стала искать новые аспекты в содержании взаимодействия, и методы активизации родителей, и новые формы сотрудничества. Изучив методическую литературу, пришла к выводу, что немаловажную роль играет использование разнообразных форм проведения родительского собрания и творческий подход к материалу: поиск новых примеров, включение различных приемов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. Все это помогает мне при проведении родительских собраний делать их более творческими, познавательными, насыщенными практическим материалом. Родители больше интересуются жизнью группы, стараются принимать активное участие в её работе, повышают ответственность за воспитание детей, сплачивают коллектив родителей, положительно влияют на взаимоотношения семьи и сада.
Всегда помню о том, что собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Немаловажным является форма организации приглашения родителей на собрание. Оптимальным периодом времени для этого считаю две недели до даты собрания, в течение которых родители могут скоординировать свои планы. В этот промежуток времени организую приглашения, изготовленные как в типографской форме (буклеты, приглашения, объявления и др. ,так и изготовленные руками детей в соответствии с содержанием собрания, индивидуальных бесед и др.
Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяю тему и основные проблемы, продумываю ход и форму его проведения, какой информационный или выставочный материал необходим для повышения активности. Немаловажную роль играет оформление группы, где будет проходить родительское собрание. Это может быть выставка работ детей, фотовыставка по теме, литература для родителей, оформление мыслей и высказываний мудрецов, великих педагогов или детских писателей по теме собрания и т. д. Продумываю расстановку мебели в группе – чаше столы и стулья ставлю полукругом или буквой «П» (это дает возможность всем друг друга хорошо видеть и слышать) Так же готовлю ручки и листы бумаги, чтобы родители могли записать интересующую их информацию. Хороший эмоциональный настрой перед собранием создает тихая спокойная музыка, она помогает родителям немного отдохнуть после рабочего дня до начала собрания, пока все не соберутся.
Темы собраний разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей. Форму его проведения подбираю так, чтобы родители были активными участниками диалога, и оно проходило в обстановке заинтересованности (собрания - лекции, собрания - диспуты, устный журнал, собрания - игры, круглый стол, семинар - практикум).
Для расширения диапазона методов взаимодействия в рамках собрания использую один из их видов - интерактивные. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие : «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю». Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
На родительском собрании применяю различные интерактивные методы в совокупности:работа в мини-группах, дискуссии,деловые, ролевые, имитационные игры и др. ,разбираю педагогические ситуации, провожу тренинги, анкетирование, задаю им вопросы в ходе собрания, использую презентации (н-р, «Роль стиля отношений на формирование личности ребенка», «5 главных правил воспитания счастливых детей» и др.).
Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними, например: «Какие виды поощрения вы используете?», «Согласны ли Вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение?». Так же вызывают заинтересованность у родителей видеофрагменты образовательной деятельности, утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, интервьюирования детей группы по определенной теме. Каждый год представляю родителям фильм о жизни группы, созданный на основе фотографий и видеофрагментов, снятых в различных режимных моментах.
Помимо методов активизации родителей использую формирование педагогической рефлексии:анализ педагогических ситуаций, темы которых беру из литературных источников или из жизненных наблюдений,
решение педагогических задач.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. Поэтому стараюсь к каждому собранию подготовить для родителей небольшие памятки, буклеты.
Первое родительское собрание в начале учебного года провожу в форме «Круглого стола» за чашкой чая – это помогает создать дружескую обстановку, помочь родителям почувствовать себя более свободными для общения при знакомстве с закономерностями развития ребенка, возрастными психологическими особенностями данного возраста, разъясняю родителям, что за воспитание детей несут ответственность родители, а детский сад призван помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность, предлагаю поразмышлять о том, какие проблемы воспитания ребенка их волнуют, и на какой вопрос они хотели бы получить консультацию.
Для создания определенного психологического настроя, для того чтобы расположить участников не только к восприятию информации, но и продуктивному общению между собой, разогреву группы, сплочению, созданию хорошего настроения, каждое родительское собрание начинаю с коммуникативных игр («Европейский город», ««Давайте познакомимся и будем дружить», и др.). Сначала все смущаются, но это чувство быстро сменяется радостью и интересом. Минутка знакомства помогает снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Хочется отметить один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, также в этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы по тому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» - писал Франсуа Ларошфуко. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Всегда очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности. На каждом собрание выносится решение, касающиеся как группы, так и семьи. Содержание их конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. В конце каждого собрания провожу небольшое анкетирование (опрос) для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия.
Подготовила и провела следующие родительские собрания : «Роль семьи в воспитании ребенка» «Семья – здоровый образ жизни»; «Методы воспитания детей дошкольного возраста» (в форме устного журнала, «Мы стали на год взрослее», «Будьте здоровы!», «Роль стиля отношений родителя с ребенком в формировании его личности», «Готовимся к школе вместе», «Подготовка к школе».
Хочется отметить положительную динамику во взаимодействии с семьями, в которой немаловажную роль сыграло проведение родительских собраний в нетрадиционной форме. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Нетрадиционные формы общения призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребёнка в условиях семьи.