Дадаева Татьяна
Роль родителей в подготовке дошкольника к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В школе за последнее годы произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой.
Публикация «Роль родителей в подготовке дошкольника к школе» размещена в разделах
Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного).
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников : твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно- родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Очень важно, чтобы ребенок:
умел отстаивать свою позицию, приводить необходимые аргументы;
осознавал смысл обучения в школе;
позитивно относился к окружающему миру и к самому себе;
понимал смысл слова «дисциплина» и умел подчиняться правилам;
умел по своей инициативе работать над заданием, планировать, организовывать свои дальнейшие действия;
осознавал возможные последствия своих поступков.
Конечно, семьи бывают разные. Где-то папа на работе целый день, а мама дома с детьми, где-то на работе оба родителя, а детьми занимается бабушка. Все вышесказанное можно адаптировать под свои обстоятельства, помня о том, что каждый день, каждую секунду своим поведением, своим отношением к жизни мы учим жить и вести себя своих маленьких деток.
Итак, как же сформировать в своих детях уверенность в своих силах, в способностях?
Личный пример: интересуйтесь, учитесь, развивайтесь сами, а не только развивайте и учите ребенка!
Хвалите малыша: занимаясь с ним практической подготовкой к школе, не пропускайте ни одной удачи и успеха, говорите ребенку о том, как вы гордитесь им!
Объясняйте причины неудач: если у ребенка возникли сложности, не уходите от проблемной темы. Объясните важность регулярных занятий, последствия лени и баловства.
Учитесь жить в коллективе: и таким образом прививайте этот навык ребенку. Ваше отношение к работе, к начальству, к коллегам - это его отношение к учебе, учителям, одноклассникам в будущем.
Учитесь дружить и держать дистанцию - по обстоятельствам: именно этот пример поможет малышу найти друзей и убрать из круга своего общения неподходящих субъектов.
И - самое важное. Как бы вы ни гордились тем, что ребенок уже идет в школу, он - по-прежнему ребенок, а не только "ученик первого класса". Не попрекайте его "ты же уже в школу идешь!", когда ему хочется немного побаловаться, не отвечайте на вопрос о возрасте ребенка "в первый класс пошел".
Школа, учеба - это важное, нужное, первостепенное дело, но никак не вся жизнь вашего ребенка, и не должны все его помыслы и устремления крутиться исключительно вокруг школьных дел. Чувствуя, что помимо приближающейся к нему школьной жизни у него остается и его собственная, личная жизнь маленького человечка, ваш ребенок будет увереннее и спокойнее чувствовать себя в новой для себя роли.
Итак, успешный первоклассник – это здоровый ребенок, который может управлять своим поведением, имеет развитые по возрасту познавательные умения, психические процессы, который умеет общаться со сверстниками и взрослыми.