Мария Вихарева
Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста
Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного и
младшего школьного образования является робототехника. Данное направление тесно связано с физико-математическими науками и берет свое начало из науки о технике и технологии. Благодаря занятиям робототехникой у детей 5-9 лет появляется возможность увидеть «изнутри» основные математические алгоритмы. Под образовательной робототехникой в широком смысле понимают инструмент, который закладывает прочную основу для развития критического и творческого мышления, интегрируя основы математики, информационных технологий, физики, естественных
Публикация «Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Средняя группа
- Темочки
наук, черчения и пространственновременных представлений.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, робототехника является одним из вариантов организации современного образовательного процесса в системе дошкольного и начального школьного образования. Организация занятий может идти в нескольких
направлениях:
1. урочная деятельность (выполнение
исследовательских и учебных проектов,
проведение экспериментирования);
2. внеурочная деятельность (участие в
конкурсах, соревнованиях и чемпионатах
по робототехнике);
3. проведение занятий в системе дополнительного образования (кружки по робототехнике, клуб по робототехнике, школы дополнительного образования).
Занятия робототехникой представляют собой отдельное направление в развитии ребенка, которое даёт детям первоначальное представление о таких научных направлениях, как физика, изучение искусственного интеллекта микроэлектроника и информатика. Благодаря этому, на занятиях робототехникой у детей развивается системное и критическое мышление,
пространственно-временные представления, закладываются первоначальные знания для таких школьных предметов, как физика, математика, технология, черчение и информатика. Это представляется возможным благодаря тому, что занятия проводятся в виде конструирования – одного из ведущих направлений развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста по ФГОС.
М. В. Титова в своих исследованиях отмечает, что конструирование является одним из важнейших практических видов продуктивной деятельности, которая
направлена на получение заранее спроектированного продукта, который будет соответствовать внешним признакам и функциональному значению.
Для того, чтобы ребёнок смог соотнести внешние признаки и функциональное значение задания с реальной фигурой, которую он сконструировал, ему необходимо применять умение видеть фигуру со всех сторон. Для этого ему необходимо развитое представление о пространстве и времени. Е. В. Бочкина пишет, «на основе пространственно-временных представлений ребёнок совершает открытие современного мира. Он видит расположение
предметов и планирует возможность их возращения в пространстве, соотнося это со временем, в котором они движутся, если они совершают двигательные действия». В процессе занятия робототехникой ребёнок выстраивает в уме
образ конструированного предмета на основе образов, которые хранятся в памяти.
Далее, на основе «предвосхищающего образа, который развивается на единстве памяти, мышления и воображения» выстраивается план поэтапного конструирования предмета. Также, на основе пространственно-временного образа и кинестетических ощущений у ребёнка развиваются представления о таких сенсорных эталонах, как форма, цвет, величина. Данные сенсорные эталоны «играют существенную роль в интеллектуальном развитии ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста». Необходимо отметить, что ценность конструирования невозможно состоит не только в умении сконструировать предмет по образцу, но и в полученных в ходе выполнения заданий умений. В ходе конструирования ребё нок решает целый комплекс педагогических задач:
- выделяет основные свойства предмета;
- определяет последовательность своих
действий;
- определят принцип выполнения заданий в соответствии с задачей отражения
окружающего пространства.
В настоящее время конструирование
робототехники является эффективной
формой внеурочной деятельности в дистанционном режиме. Педагоги-практики для организации деятельности младших школьников по направлению «Робототехника и Лего конструирование» создают персональные сайты, на котором учащиеся смогут найти задания, предусмотренные программой обучения, но в дистанционном формате. Контроль теоретических знаний в конструировании осуществляется с помощью метода case-study
(от англ. case случай, ситуация; study исследование, в основе которого решение учащимися «кейсов», учебных проблемных ситуаций (задач). Преимущество данного способа обучения в онлайн формате заключается в том, что для проведения практических занятий отсутствует необходимость в оборудовании, т. е. специальных робототехнических наборов. С помощью метода case-study педагог также может организовать исследовательскую деятельность старших дошкольников и младших школьников, когда результатом решения кейса является проект по робототехнике. Важным преимуществом конструирования как вида деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте является то, что параллельно с моторикой ребёнок развивает и свои речевые навыки.
Причём данный процесс также может осуществляться в дистанционном режиме.
Информационным средством обучения логичности и точности речи является интерактивный кластер графическая схема организации информации об определённом изучаемом понятии.
Кластеризация информации применяется и в дистанционном обучении конструированию робототехники : учащиеся составляют схемы-алгоритмы технологических процессов. Тренировка движений пальцев рук детей с помощью конструирования робототехники используется в коррекционном обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста с речевыми проблемами. Помимо монологической речи и речи «про себя» во время конструирования у детей развиваются следующие речевые умения: диалогическая речь; умение аргументировать
свою точку зрения; умение вступать и вести дискуссию; умение объяснить принцип действия словами, а не действием. Применяя различные навыки общения в процессе занятия робототехникой, ребенок осваивает умение проявлять собственную инициативу, осознание собственной возможности уступить товарищу, умение проявлять радость за общий успех и создавать собственный проект на основе знаний и умений, полученных в ходе командной
работы.
Таким образом, необходимо отметить, что робототехника является новой и очень важной деятельностью в дошкольном и начальном школьном возрасте, которое базируется на конструировании – одном из ведущих направлений развития ребёнка по ФГОС. Образовательная робототехника,
рассматриваемая практиками как новая педагогическая технология, направленная на развитие у детей системного и критического мышления, пространственновременных представлений, закладывание первоначальных знаний для таких школьных предметов, как физика, математика, технология, черчение и информатика.