МААМ-картинки

Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста

Мария Вихарева
Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста

Одним из приоритетных направлений развития современного дошкольного и

младшего школьного образования является робототехника. Данное направление тесно связано с физико-математическими науками и берет свое начало из науки о технике и технологии. Благодаря занятиям робототехникой у детей 5-9 лет появляется возможность увидеть «изнутри» основные математические алгоритмы. Под образовательной робототехникой в широком смысле понимают инструмент, который закладывает прочную основу для развития критического и творческого мышления, интегрируя основы математики, информационных технологий, физики, естественных

Публикация «Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

наук, черчения и пространственновременных представлений.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, робототехника является одним из вариантов организации современного образовательного процесса в системе дошкольного и начального школьного образования. Организация занятий может идти в нескольких

направлениях:

1. урочная деятельность (выполнение

исследовательских и учебных проектов,

проведение экспериментирования);

2. внеурочная деятельность (участие в

конкурсах, соревнованиях и чемпионатах

по робототехнике);

3. проведение занятий в системе дополнительного образования (кружки по робототехнике, клуб по робототехнике, школы дополнительного образования).

Занятия робототехникой представляют собой отдельное направление в развитии ребенка, которое даёт детям первоначальное представление о таких научных направлениях, как физика, изучение искусственного интеллекта микроэлектроника и информатика. Благодаря этому, на занятиях робототехникой у детей развивается системное и критическое мышление,

пространственно-временные представления, закладываются первоначальные знания для таких школьных предметов, как физика, математика, технология, черчение и информатика. Это представляется возможным благодаря тому, что занятия проводятся в виде конструирования – одного из ведущих направлений развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста по ФГОС.

М. В. Титова в своих исследованиях отмечает, что конструирование является одним из важнейших практических видов продуктивной деятельности, которая

направлена на получение заранее спроектированного продукта, который будет соответствовать внешним признакам и функциональному значению.

Для того, чтобы ребёнок смог соотнести внешние признаки и функциональное значение задания с реальной фигурой, которую он сконструировал, ему необходимо применять умение видеть фигуру со всех сторон. Для этого ему необходимо развитое представление о пространстве и времени. Е. В. Бочкина пишет, «на основе пространственно-временных представлений ребёнок совершает открытие современного мира. Он видит расположение

предметов и планирует возможность их возращения в пространстве, соотнося это со временем, в котором они движутся, если они совершают двигательные действия». В процессе занятия робототехникой ребёнок выстраивает в уме

образ конструированного предмета на основе образов, которые хранятся в памяти.

Далее, на основе «предвосхищающего образа, который развивается на единстве памяти, мышления и воображения» выстраивается план поэтапного конструирования предмета. Также, на основе пространственно-временного образа и кинестетических ощущений у ребёнка развиваются представления о таких сенсорных эталонах, как форма, цвет, величина. Данные сенсорные эталоны «играют существенную роль в интеллектуальном развитии ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста». Необходимо отметить, что ценность конструирования невозможно состоит не только в умении сконструировать предмет по образцу, но и в полученных в ходе выполнения заданий умений. В ходе конструирования ребё нок решает целый комплекс педагогических задач:

- выделяет основные свойства предмета;

- определяет последовательность своих

действий;

- определят принцип выполнения заданий в соответствии с задачей отражения

окружающего пространства.

В настоящее время конструирование

робототехники является эффективной

формой внеурочной деятельности в дистанционном режиме. Педагоги-практики для организации деятельности младших школьников по направлению «Робототехника и Лего конструирование» создают персональные сайты, на котором учащиеся смогут найти задания, предусмотренные программой обучения, но в дистанционном формате. Контроль теоретических знаний в конструировании осуществляется с помощью метода case-study

(от англ. case случай, ситуация; study исследование, в основе которого решение учащимися «кейсов», учебных проблемных ситуаций (задач). Преимущество данного способа обучения в онлайн формате заключается в том, что для проведения практических занятий отсутствует необходимость в оборудовании, т. е. специальных робототехнических наборов. С помощью метода case-study педагог также может организовать исследовательскую деятельность старших дошкольников и младших школьников, когда результатом решения кейса является проект по робототехнике. Важным преимуществом конструирования как вида деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте является то, что параллельно с моторикой ребёнок развивает и свои речевые навыки.

Причём данный процесс также может осуществляться в дистанционном режиме.

Информационным средством обучения логичности и точности речи является интерактивный кластер графическая схема организации информации об определённом изучаемом понятии.

Кластеризация информации применяется и в дистанционном обучении конструированию робототехники : учащиеся составляют схемы-алгоритмы технологических процессов. Тренировка движений пальцев рук детей с помощью конструирования робототехники используется в коррекционном обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного

возраста с речевыми проблемами. Помимо монологической речи и речи «про себя» во время конструирования у детей развиваются следующие речевые умения: диалогическая речь; умение аргументировать

свою точку зрения; умение вступать и вести дискуссию; умение объяснить принцип действия словами, а не действием. Применяя различные навыки общения в процессе занятия робототехникой, ребенок осваивает умение проявлять собственную инициативу, осознание собственной возможности уступить товарищу, умение проявлять радость за общий успех и создавать собственный проект на основе знаний и умений, полученных в ходе командной

работы.

Таким образом, необходимо отметить, что робототехника является новой и очень важной деятельностью в дошкольном и начальном школьном возрасте, которое базируется на конструировании – одном из ведущих направлений развития ребёнка по ФГОС. Образовательная робототехника,

рассматриваемая практиками как новая педагогическая технология, направленная на развитие у детей системного и критического мышления, пространственновременных представлений, закладывание первоначальных знаний для таких школьных предметов, как физика, математика, технология, черчение и информатика.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 июня 2023 в 06:30
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль робототехники в развитии детей дошкольного и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Вихарева (УИ 483759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД