Анастасия Журавлева
Роль робототехники в дополнительном образовании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ РОБОТОТЕХНИКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение отводится дошкольному образованию, ведь именно в этот
период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Сегодня актуализируется проблема использования робототехники в работе с детьми
дошкольного возраста.
Публикация «Роль робототехники в дополнительном образовании старших дошкольников» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
Робототехника активно реализуется в дополнительном образовании дошкольников.
Дополнительное образование дошкольников – это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации [2].
Актуальность робототехники значима в свете реализации ФГОС ДО, так как:
определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.
является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников
в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социальноактивной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
объединяет игру с исследовательской и экспериментально - проектной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование
связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями»)
и решаемыми с ее помощью задачами:
развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей для робота приходиться иметь дело с балками разной длины, сравнением деталей по величине и счетом
в пределах 10-15;
первый опыт программирования;
навыки конструирования, знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования;
работа в команде: робота обычно делают вдвоем или втроем;
навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать [1].
Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе
соединяет. Причем все это делается:
в игровой форме;
с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Lego или
аналогичными) [1].
Перед детьми создаются образовательные ситуации. Например, образовательная ситуация «Майло отправляет сообщение на базу».
Программные задачи: продолжать прививать навыки работы с конструктором LEGO
WeDo 2.0; воспитывать интерес к программированию робота Майло; развивать логическое мышление, внимание, навыки программирования; воспитывать ответственность,
доброжелательность, инициативность.
Цель работы детей: продолжать учить детей программировать и запускать робота
Майло – отправление сообщения на базу.
Материалы и оборудование: ПК (планшет, робот Майло.
Компоненты деятельность Деятельность воспитателя Деятельность детей Материалы Временной промежуток
Погружение в познавательную ситуацию
Добрый день, ребята! Мы снова сегодня займемся нашим замечательным другом и роботом Майло!
Он столько всего уже умеет! Но давайте еще больше дадим ему возможностей! Хотите?
Слушают рассказ воспитателя
- Да!
Робот
Майло
1 мин
Проблемный этап
Ребята, как вы думаете, почему обмен данными между вездеходом и базой имеет важное значение?
Если вездеход успешно выполняет свою миссию, но не отправляет результаты ученым, вся работа оказывается бесполезной. Чтобы Майло не только находил новый вид растения, но давайте сделаем так, чтобы у него был датчик наклона, который поможет Майло отправить сообщение на базу. Ответы детей 1 мин
Информационный этап
Посмотрите внимательно на картинку. Вот такой датчик должен быть.
Изучают картинку
Картинка
Майло с датчиком
1 мин
Символизация, моделирование
Сначала установим датчики. Начинам программировать. Строка программы будет запускать два действия в зависимости от угла, обнаруженного датчиком наклона:
- при наклоне вниз загорается
красный светодиодный индикатор;
- при наклоне вверх на
устройстве появляется текстовое сообщение.
Устанавливают датчики.
Дети устанавливают соединение планшета (ПК) с моделью конструктора, программируют робота, комментируя свои действия.
(Сначала я устанавливаю блок «начало», задаю мощность мотора)
По инструкции воспитателя выполняют действия
Датчики для Майло
3 мин
15 мин
Рефлексивный этап
Сейчас проверим, все ли мы сделали правильно, и если это так, то наш робот оживет и, используя датчик наклона, отправит сообщение на базу.
Поздравляю вас всех! Робот Майло обнаружил растениеи подал сигнал, написал сообщение, а это значит, что ошибок нет! Молодцы!
Перед вами две сигнальных карточки – красная и желтая.
Запуск робота Майло.
Поднимают сигнальные карточки – красная, желтая. Объясняют свой выбор.
Робот Майло
Сигнальные карточки
4 мин
Если вам все понравилось и вы довольны своей работой – то поднимайте желтую карточку. Если не совсем довольны работой и не все понравилось – то красную.
Таким образом, робототехника в детском саду – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству. Это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ними справиться.
Библиографический список
1. Гагарина Д. Робототехника в детском саду : зачем, сколько стоит и как проходят занятия // Научно-популярный портал «Занимательная робототехника» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edurobots.ru/2016/10/robototexnika-v-detskom-sadu/
2. Яфизова Р. И. Перспективная модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста : опыт реализации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. С. 68-79.