Людмила Кабанова
Роль развивающей игры в процессе подготовки детей к школьному обучению
Аннотация
В соответствии с пунктом (2.7. ФГОС ДО). Игра ведущий вид деятельности, включает в себя игру с правилами и другие виды игры.
Развивающие игры являются эффективным средством для развития тех качеств и способностей, которые необходимы детям при обучении в школе.
Чтобы развить ребёнка и научить чему – то новому, надо учить его в игре.
Введение
«Без игры, нет, и не может, быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Роль развивающей игры в процессе подготовки детей к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра (пункт 2.7. ФГОС ДО). Игра — это наиболее доступный и наиболее эффективный вид деятельности для развития любознательности, наблюдательности, внимания, памяти, мотивации интереса к учебной деятельности, желания учиться. Формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об окружающем мире. Основным условием для развития способностей, умений и навыков, которые помогут детям при обучении в школе является включение детей в игровую деятельность значит для того, чтобы развить ребёнка и научить чему – то новому, надо учить его в игре.
Цель: Развить посредством развивающих игр в процессе подготовки к школьному обучению те качества и способности, которые необходимы детям при обучении в школе.
Задачи:
*Развить речь, логическое мышление, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
*Развить у дошкольников интерес к развивающим играм.
*Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
Актуальность
Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе—
одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания,
поскольку необходимым условием готовности детей к обучению в школе
является развитие познавательных способностей. А развивающие игры имеют самое непосредственное отношение. В игре есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. Таким образом, игровая деятельность является актуальной для подготовки детей к процессу обучения в школе.
«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер» - пишет Б. В. Никитин.
Основная часть
У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать. А развивающая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Ценность игры заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Развивающая игра будит детское воображение, поднимает настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что он учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Подготавливая детей к обучению в школе в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с детьми, играем в развивающие игры такие, как «Цветные Палочки» Кюизенера. «Геометрическая мозаика», «Счётные палочки», Конструктор Лего и др.
Данные игры оказывают положительное воздействие на ребенка: развивают
мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, детское мышление, внимание, память, образное и логическое мышления, а
также помогают закрепит название цветов, геометрических фигур.
специфику, и особенности математических представлений, приучают к
порядку и используются для подготовки детей к школьному обучению.
С Цветными палочками Кюизенера дети любят играть в такие игры, как «Цветные коврики», «Играем с цветом», «Собери фигуру» и др. Данные игры углубляют знания о составе числа из двух меньших чисел и закрепляют счет в пределах 10. Развивают умения комбинировать цвет в рисунке.
Развивающая игра «Геометрическая мозаика». Это очень замечательная игра, которая помогает подготовить детей к школе. Ведь она учит ребенка ориентироваться среди геометрических фигур, воспитывает усидчивость, будит тягу к знаниям и стимулирует познавательную активность. Дети любят выкладывать изображение из геометрических фигур, а затем рассказывать о том какие фигуры они взяли, сколько фигур, какого цвета.
В процессе игры сочиняем и придумываем с детьми сказки, истории о путешествии в Страну Геометрии, город Квадратов, город Кругов, путешествие с колобком и др. Что помогает развивать речь детей, умение говорить, высказывать свои суждения, мысли.
Игры с конструктором - Лего это тоже очень интересные и увлекательные игры. Главной задачей лего -конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали выстраивать конструкции, изменять их. Любая игра немыслима без развития речевых навыков. Беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов и естественно, сами их задают.
Игры со счётными палочками — это так же интересные и увлекательные занятия. Счётные палочки хорошая многофункциональная развивающая игрушка и прекрасное учебное пособие для подготовки детей к обучению в школе. И по мнению психологов, игры со счётными палочками помогают
развивать у дошкольника все те качества, которые необходимы детям при
обучении в школе для усвоения программы начальной школы.
Заключение
Основная особенность развивающих игр абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Важно! Заинтересованность детей в правильном решении поставленной задачи. Это стимулирует их к активной мозговой деятельности и преодолению трудностей в начатом деле. Особенно ребёнок постарается, если такую же работу будет рядом с ним выполнять еще кто-то – дети любят соперничать и проявлять волю к победе.
Многие считают, что подготовка детей к обучению в школе заключается в том, чтобы научиться читать и писать. Но это абсолютно неверное представление. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Игра для ребенка – это не только удовольствие или радость, это мир, в котором он живет, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.
Систематическое использование развивающих игр позволит обеспечить психическое, физическое и умственное развитие детей на том уровне, который необходим, для их включения в учебную деятельность
Список используемой литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Развитие познавательных способностей дошкольников для работы с детьми 4-7 лет: Мозаика синтез; М. : 2012
- Развивающие игры для детей 2-7 лет Е. Н. Михина - 2019г
- Глушакова О. А., Дедова Веселые счетные палочки С. И. Мозырь - 2011.