Татьяна Холодова
Роль развития мелкой моторики пальцев рук для становления речи
▼ Скачать + Заказать документы
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в системе по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психическое развитие детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости о т степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М. М. Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Хотя общая моторики при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л. В. Фомина).
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Малышам можно давать катать пальчиками шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков. Собирать различные пирамидки. Перекладывать из одной коробки в другую карандаши, пуговки, спички.
Далее детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание узлов, шнурков.
Очень хорошей тренировкой движений пальцев являются народные игры-потешки: «Коза рогатая», «Сорока», «Ладушки» и т. д.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослый все сам демонстрирует.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего. Безымянного и мезинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы «бегают» по столу.
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены. Растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.