Распертова Наталья
Роль разных видов детской деятельности в становлении самостоятельности дошкольников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Становление самостоятельности – это возникновение, образование независимости, способности к суждениям, обладание решительностью в процессе развития. В условиях целенаправленной педагогической деятельности по развитию самостоятельности дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности. При становлении самостоятельности ребёнка на первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнять то или иное действие. Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, необходимо поддержать, одобрить.
Публикация «Роль разных видов детской деятельности в становлении самостоятельности дошкольников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ученые-педагоги давно обосновали необходимость педагогического руководства самостоятельной деятельностью детей. Н. А. Ветлугина отмечает: «Признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, то этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным» .
Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, трудовой, свободной и т. п., в которых он постепенно приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Огромная роль в формировании самостоятельности принадлежит игре. Игровая деятельность включает в себя : сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные игры, игры-драматизации, игры на прогулке. Вообще, игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличной формой становления самостоятельности ребёнка. В игре можно формировать почти все полезные качества детей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе или находится в среде таких же детей. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, они незаметно для себя и других приобретают навыки самостоятельности.
В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в становлении детской самостоятельности. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
Характеризуя роль трудовой деятельности в процессе становления самостоятельности, необходимо отметить следующее. В детском саду дети имеют возможность участвовать в дежурстве. Они наводят порядок в игровом уголке, убирают за собой посуду, стирают кукольную одежку и выполняют другие несложные трудовые действия. В процессе их выполнения иногда возникают непредсказуемые ситуации. И тогда ребенок имеет отличную возможность принять собственное решение и выполнить что-то самостоятельно. Например, во время дежурства дети должны вытирать пыль, поливать цветы. Иногда кто-то может нечаянно уронить какие-то игрушки. В этой ситуации появляется необходимость собрать игрушки и расставить на места. Ребенок может не помнить, как стояли игрушки до этого, и ставит их в таком порядке, как ему кажется красиво. Самостоятельно принимая решение расставить игрушки, ребенок учится быть самостоятельным в бытовом труде. Постоянно выполняя трудовые задания, дети учатся проявлять самостоятельность и инициативу в быту. Приучая детей к порядку в групповой комнате, воспитатель может предложить посмотреть вокруг. Если что-то в группе разбросано, дети могут предложить сами, что нужно сделать. Используя, такого рода методы, воспитатель создаёт условия, стимулирующие ребёнка к становлению его самостоятельности.
В продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) формируются такие важные качества личности, как умственная активность, воображение, любознательность, которые являются основными компонентами при становлении самостоятельности ребёнка. Дети учатся быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Дети реализуют свои замыслы, и это тоже ведет к становлению их самостоятельности.
Становление самостоятельности детей происходит и в процессе непрерывной образовательной деятельности. В ежедневных занятиях необходимо ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность, формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах, учить ребенка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
«Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей» .
Воспитатель должен создать разнообразную развивающую предметно-пространственную среду, которая должна обеспечивать ребенку возможность проявить познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
В становлении самостоятельности детей дошкольного возраста педагог использует индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Индивидуальная форма – ребенок общается с педагогом один на один и выполняет все задания самостоятельно.
Групповая форма – предполагает наличие на занятиях нескольких человек.
Коллективная форма – предполагает наличие на занятиях всех детей группы.
Для становления самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации используются различные методы.
Эффективный метод для становления самостоятельности у ребёнка – похвала. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как для самого дошкольника, так и для его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях. Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.
Наиболее часто на практике педагоги используют метод объяснения действий и метод целенаправленной активизации становления самостоятельности. Активизируя «самостоятельную» деятельность детей, педагог на начальных этапах приобретения детьми навыков самостоятельности использует показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям ранее наблюдаемого объекта или явления, рекомендует приемы и способы работы. Метод объяснения ориентирован главным образом на формирование у старших дошкольников понимания «что значит быть самостоятельным» и форм проявления этой самостоятельности. С помощью вопросов педагога: какая работа и в какой последовательности должна быть выполнена, с чего надо начать, что думают делать затем, что нужно для предстоящей работы – дети лучше понимают порядок действий, учатся планировать свои действия и планомерно осуществлять задуманное, что улучшает качество их труда. Затем дети по своему желанию вносят элементы планирования в свою работу. Детей приучают после работы рассказывать о последовательности действий при выполнении работы.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основные компоненты становления самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, помыть после себя посуду. Потому что знают, что вместо желанной чистой тарелки, посуда может оказаться разбитой. Выходит, еще один метод становления самостоятельности – тренировка конкретных навыков. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень становления самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Ещё один важный метод в портрете становления самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах становления самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.
Вывод.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Это не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.
Самостоятельная деятельность – это работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (предметной, игровой, трудовой, в которых он приобретает возможность проявлять себя.
В связи с этим самостоятельность не является универсальным качеством, она не переносится автоматически из одного вида деятельности в другой и формируется в каждом из них автономно.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. завед. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
2. Красникова А. Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей / А. Н. Красникова, А. К. Князькина, К. М. Огонькова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 153-156.
3. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. – М. : Просвещение, 1988. – 111 с.
4. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М. : Просвещение, 1971. – 415 с.
5. Малик О. А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией // Детский сад от А до Я. – 2012. – № 1. – С. 14-16.
6. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности // Детский сад от А до Я. – 2012. – № 3. – С. 17-23.
7. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
8. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – Москва-Нальчик: Изд. Центр «Эльфа», 2000. – 232 с.
9. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 2013. – № 3 – С. 16-19.
10. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности : Монография. – Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. – 408 с.