Черкасова Диана Владимировна
Роль прогулки в физическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач, которую ставит Программа передо мной, как воспитателем ДОУ, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности.
Прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Прогулка позитивно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка. В первую очередь, во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Роль прогулки в физическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду прогулка не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, общей продолжительностью около 4-5 часов. При температуре воздуха ниже 150 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.
В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной организации прогулки в режиме дня дошкольника. Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей. Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду. Имеется спортивная площадка с физкультурным оборудованием.
Совместно с детьми я организую игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижную игру проводим в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру мы проводим в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Помимо подвижных игр я провожу на свежем воздухе дыхательную гимнастику, в теплое время года водные и воздушные процедуры. Во время прогулок обязательна индивидуальная работа с детьми: для одних - это игра с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих перешагивание через предметы, бег наперегонки.
Во время прогулки я слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.
Мною проводится большая работа по ознакомлению родителей с процессом обеспечения жизнедеятельности детей во время пребывания в ДОУ. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше, я рассказываю о значении прогулок для детей. Но зачастую родителям кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет; родители связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период. Я объясняю, что прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Нас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.
Систематически я провожу консультации и индивидуальные беседы с родителями на актуальные темы «Как одевать ребенка на прогулку?», «Как определить, не замерз ли ребенок?», «Признаки перегрева ребенка», «Когда гулять нельзя».
Как одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается. Нужно не забывать и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевать ребенка нужно так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, надеть.
Выбирая детскую одежду, необходимо ориентироваться на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая формула: «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом необходимо устраивать не в самую жару, выбирать дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные.
Как определить, не замерз ли ребенок?
Основной критерий - поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует - громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.
Признаки перегрева ребёнка
- жажда, то есть ребенок просит пить;
- на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;
- слишком теплая, почти горячая спина и шея;
- очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).
Когда гулять нельзя?
- нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей;
Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!
Работая с родителями в направлении физического развития детей, я призываю их соблюдать режим дня и дома, в выходные дни совершать пешие прогулки и не забывать, что прогулка :
- повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;
- содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
- формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;
- формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
- способствует ускоренному развитию речи через движение;
- формирует положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;
- развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.