Мужилова Наталья
Роль представителей религиозных организаций в жизни детей детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий говорит нам «…. Недостаток доброго религиозно- нравственного воспитания нашего нынешнего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни,прежде всего нужно узнать, где эта болезнь сосредоточена, где ее начало, причина. Вот почему для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо, прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в ней….». И сам же отвечает на свой вопрос «Родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны.»
Публикация «Роль представителей религиозных организаций в жизни детей детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
А если нет родителей?
Поэтому особого внимания требуют дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах. По данным статистики - это свыше одного миллиона российских детей, живущих в условиях нарушения естественного процесса социализации, изолированности от важнейших институтов воспитания: семьи, внешкольных учреждений, моделирующих систему отношений «человек-общество». Психологическая и педагогическая наука доказала, что воспитанники детских домов хуже развиваются, у них позже и с некоторыми особенностями формируется интеллект, в социальном плане они вырастают ущербными, испытывая чувство отчужденности от интересов и дел окружающего мира и несовместимости с ним (И. В. Дубровина, Е. М. Мастюкова и др.). Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.
Многие выходя из под постоянного контроля воспитателей, не имея твердых нравственных устоев, не способны к преодолению стрессовых ситуаций, в борьбе с искушениями, страдают от их последствий. Все это приводит, как правило, к формированию саморазрушающего поведения.
Как было уже сказано выше дети из детских домов испытывают чувство отчужденности, а проще сказать одиночества, покинутости в окружающем их мире. И это не удивительно.
В д. д. круг общения детей очень ограничен, ограничен настолько, что человеку, не сталкивающемуся с этим даже трудно это себе представить.
Кого видят наши дети на протяжении 9 лет? Учителей, воспитателей, социальных педагогов, и лишь изредка промелькнут в д. д. незнакомые лица. В основном на праздники, дети увидят представителей отдела образования, муниципалов, благотворителей, но все эти встречи носят эпизодический характер: поздравили, вручили подарки и ушли. Не увидите вы в детском доме людей которые пришли просто пообщаться с детьми, рассказать о себе о своей семье, выслушать ребенка. Отсутствует в д. д. система, по расширению общения наших детей с внешним миром, а ведь они очень к этому тянуться.
Мы живем как маленькое государство, а страшно это тем, что, выходя из д. д. дома наши дети продолжают эту жизнь. Они учатся в тех ПТУ, где большинство детей из д. д. домов, они предпочитают общаться между собой, женится друг на друге, они даже комнаты получают так, что все соседи выпускники д. д. Чаще всего они чувствуют себя комфортно только в среде детей из д. домов.
Государство ведет огромную работу, чтобы дети из д. д. нашли себе семьи, и пытается решать эту проблему глобально, и мне кажется, начинает с конца. Ключевым словом в этой работе является - Возьмите себе ребенка. Но многих это пугает, а вот ели бы работа была начата с фразы (Придите в д. дом, поговорите, поиграйте, погуляйте, Пригласите в гости т. д. если каждый ребенок имел бы друга взрослого в не стен д. д. это было бы здорово).Не одни теоретические занятия по правилам общения и этикета не заменят живого общения.
И как часто, из- за отсутствия навыков общения, неумения отличать хороших людей от плохих наши дети попадают в «истории». Они рады пойти на контакт с любым, кто обратит на них внимание, выслушает, пожалеет. И как часто этим пользуются люди не чистоплотные.
Умело пользуются этим представители всевозможных религиозных сект, и наши дети не вооруженные твердыми нравственно- православными знаниями «пропадают» в этих сектах.
Отсутствие понимания у детей, что они русские православные люди, приводит к тому, что при усыновлении в Америку они согласны не только на смену Родины, но и своего имени, которое получили при крещении, потерю своей фамилии и смену веры, ведь чаще всего они оказываются в Америке в различных баптистских сектах. Когда усыновляют маленьких это еще как то понятно, но когда уезжают дети в 14-16 лет это говорит о том, что не привиты нами им элементарные нравственно- православные нормы: любовь к своему отечеству, близким (ведь не секрет, что разбиваются семьи,часто бросают своих «недостойных» родителей, которым в старости могли бы быть опорой. Уезжают с радостью, не задумываясь ни о чем, и влечет ведь их туда не мысль о семье, о новых родителях, а лишь желания иметь те материальные блага, которые может дать им эта страна. И это тоже одно из упущений в духовно- нравственном воспитании наших детей.
Все это наводит на мысль о том, что на первом месте стоят идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности ребенка. Это последствия того, что в педагогической деятельности нравственно – духовные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании детей они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает».
Сейчас в д. д. домах уделяется огромное внимание социализации воспитанников. Чаще всего оно сводится к тому, что мы стремимся вооружить детей знаниями и практическими умениями : писать заявления, решать свои бытовые проблемы обращением в соответствующие инстанции, платить за коммунальные услуги, знать свои права и обязанности, умению вести себя в обществе и т. Д. и. т. П. Проводим огромное количество бесед, экскурсий, но все это чаще всего теория и по выходе из д. д, оставшись один на один с любой жизненной трудностью наши дети чаще всего теряются.
Опора государства- это полноценная, крепкая в экономическом и духовном плане семья. Традиционными ценностями русского народа были бескорыстие, братолюбие, целомудрие. И нельзя не согласится со священником Виктором Грозовским, Который в своей книге пишет «Когда всем классом обсасывают со всех сторон тему полового воспитания подростков, то это не просто отсутствие у взрослых дядей и тетей всякого благочестия, но, если хотите,- это преступное разрушение национальной системы ценностей.»
Очень часто выпускницы д. д. с легкостью оставляют своих детей. В нашем д. д. уже одно поколение сменило другое. И среди выпускниц последних трех лет уже есть «мамочки» оставившие своих детей. Объясняют они это очень просто. «мне было хорошо в д. д. меня кормили, обували, одевали, учили, водили на кружки… А, что еще надо?
Вот здесь то и идет самый страшный духовно- нравственный перекос. Уже никогда не будет исполнен завет данный нам Свт. Иоанном Златоустом : «Если вы воспитаете своих сыновей, то они, в свою очередь, воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.»
Происходит это потому, что все так называемое «семейное» и «половое» воспитание построено на том, что американцы называют «fo fan» - «для развлечения», все поверхностно, все чуждо проникновения в суть вещей, все без системно, все отрывочно – нет подлинного образования и воспитания.
Если в таком нравственном аспекте, как патриотическое воспитание нам многое удается, то в семейном и половом мы терпим постоянно неудачи. Среди наших воспитанников - это и ранние беременности и аборты, не умение создать полноценную семью: мама и папа (а главное полное не понимание важности этого, непонимание роли родителей для своих детей, не серьезное, и, что еще хуже безнравственное отношение к семье и браку.
Может, стоит вместо бесед о противозачаточных средствах, и безопасном сексе, услышать наконец слова Протоирея Артемия Владимирова «…что взрослые не должны жалеть сил и времени, чтобы вдалбливать в юные головы истину: «Храни, дитя мое, храни это сокровище!», но для того, чтобы изобретать самые разнообразные жанры, формы, методы общения, от чтения до бесед и прочих благих занятий, дабы мысль эта была усвоена и стала бы убеждением христианской девочки, девицы.».
В «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» особо подчеркивалось, что одной из составляющих повышения качества современного образования является духовное развитие личности. Формирование нравственных и духовных ценностей у детей является значимой социально- педагогической задачей.
Вот уже наступил 2010 год и на примере нашего детского дома можно сказать, что не удалось нам в полной мере решить все проблемы в духовно- нравственном воспитании наших детей.
Просматривая планы работы за последние годы, делая выводы, я вижу, что нам надо икать новые подходы, новые грани в работе по духовно- нравственному воспитанию наших детей.
С появлением очередной концепции появились новые программы, методические разработки, статьи, научные труды, конкурсы и т. п. И снова в школах внедряют, пробуют, эксперементируют….
Почему мы так упорно не хотим в полной мере использовать православный опыт?
За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал – лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура- это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, прекрасная музыка, это наконец, прикладное искусство – богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, обряды и праздники которые живы до сих пор.
Самые благоприятные периоды в истории российского воспитания и образования были тогда, когда государство, Церковь, семья и школа действовали согласованно в сфере воспитания. Разрыв в системе этих отношений крайне негативно сказался на развитии нашей страны, системы образования и особенно воспитания.
В Православии были воспитаны наши военноначальники – полководцы и солдаты, писатели и художники, учёные, естествоиспытатели, врачи, подвижники благочестия. В настоящее время лишь Православная Церковь может предложить целостную, позитивную воспитательную систему, апробированную на протяжении десяти веков.
Главное правило воспитания дано в Библии. Словами святителя Филарета (Дроздова) его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.
В православной педагогике духовно-нравственное воспитание пронизывает весь образовательный процесс и служит основой для формирования православного мировоззрения. В духовно-нравственном воспитании православие на первое место выдвигает жизнь в соответствии с христианскими заповедями. При этом задача состоит в том, чтобы не только раскрыть ученику неизменные нравственные нормы и принципы, но и научить ребенка исполнять их повседневно в своей жизни.