Инна Ребрик
Роль потешек в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей:
«Роль потешек в речевом развитии дошкольников».
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. А именно: частое прослушивание потешек помогает активизировать речь, ведь слова в потешках на прямую связаны с движениями. Они отлично развивают речевой слух ребенка : умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря.
Публикация «Роль потешек в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Нет точных данных, когда именно были придуманы первые потешки, считается, что на Руси, когда люди не умели писать и считать. Тексты этих забавных стихотворений передавались в устной форме, из поколения в поколение. Они были призваны не только потешать детей, но и учить их с раннего детства необходимым навыкам. Потешки недаром относят к фольклорному жанру. Они несут в себе вековые традиции русского народа.
Потешкой можно отвлечь ребенка от капризов, накормить, если ребенок совсем не хочет ничего кушать, причесать, умыться, подготовить ребенка ко сну.
Как утверждают филологи потешки, это один из жанров, которые практически не меняется! Например, когда ребенок только проснулся можно произнести «понягушки- потягушки», если гигиенические процедуры являются проблемой, малыша отвлекают: «Водичка, водичка, умой моё личико…». В течение дня можно узнать о животных и птицах, овощах и фруктах, природных явлениях с помощью потешек.
Водичка водичка
Водичка, водичка,
Умой *имя ребёнка* личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Рельсы рельсы
Рельсы, рельсы (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника).
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии).
Ехал поезд запоздалый («едем» по позвоночнику).
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох (стучим по спине пальцами обеих рук).
Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами).
Пришли утки, пощипали (щипаем спинку).
Пришла лисичка (гладим спинку,
Хвостиком помахала.
Прошёл слон («идём» по спине тыльной стороной кулаков,
Прошла слониха («идём» кулаками, но с меньшим усилием,
Прошёл маленький слонёнок («идём» тремя пальцами, сложенными в щепотку).
Пришёл директор магазина («идём» по спине двумя пальцами,
Всё разгладил, всё расчистил (поглаживаем спину ладонями вверх вниз).
Поставил стол (изображаем стол кулаком,
Стул (стул — пальцами, сложенными в щепотку,
Печатную машинку (печатную машинку — пальцем,
Стал печатать («печатаем» по спине пальцами) :
«Жене и дочке,
Дзинь точка (на этих словах каждый раз щекочем бочок).
Шлю вам чулочки,
Дзинь точка».
Прочитал (водим пальцем, как будто читаем,
Помял, разгладил (щипаем, а затем поглаживаем спинку,
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил («кладём письмо» за шиворот).
Про варежку
*Имя ребёнка* варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
*Имя ребёнка* варежку сняла:
— Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь — и найдёшь.
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?
Ладушки
Ладушки, ладушки
(хлопаем в ладоши!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Шу у! Полетели
(машем «крыльями»!
На головку сели
(руки кладём на голову)
Ладушки, запели.
Сорока ворона
Сорока ворона
(водим пальцем по кругу по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала
(легонько щипаем за подушечку пальца и переходим к следующему,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
(держим палец и немного потрясаем).
Он маму не слушал
И кашу не кушал.
Идёт коза рогатая
Идёт коза рогатая
(двумя пальцами шагаем по ручке или ножке к телу)
За малыми ребятами.
Забодаю, забодаю
(щекочем!
Спасибо за внимание!