Лариса Гончарова
Семинар-практикум «Роль перспективного планирования образовательной деятельности в формировании связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль перспективного планирования образовательной деятельности в формировании связной речи дошкольников
Семинар-практикум
Гончарова Л. В., старший воспитатель
МБДОУ № 23 г. Мыски
Речевое развитие дошкольника во многом зависит от качества планирования основной образовательной деятельности (далее ООД) воспитателем конкретной возрастной группы.
Публикация «Семинар-практикум „Роль перспективного планирования образовательной деятельности в формировании связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Чему способствует грамотное структурирование перспектив работы по речевому развитию! Оно позволяет: определить и конкретизировать задачи на определенный период, равномерно рассредоточить программный материал в соответствии с темообразующим фактором в течение года, квартала, месяца – это зависит от того, какое перспективное планирование принято локальным актом ДО. Вместе с тем, перспективное планирование позволяет избежать его перегрузки, заранее предусмотреть и обдумать задачи, методы, приемы, технологии обучения, что и отразится на качественном усвоении материала воспитанниками, а также своевременному его закреплению.
Но сначала надо вспомнить, что речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь, так явствует из Концепции дошкольного воспитания.
Обратим внимание на СЛАЙД 2. И, соотнеся со своими воспитанниками, согласимся с тем, что уровень речевого развития в большем случае находится на низком или среднем уровне, исходя из представленных рамок задержки речевого развития.
Воспитание и обучение ребенка родному языку начинается с первых дней его жизни, а насыщенная, грамотная, яркая речь формируется под влиянием речи взрослых. Итак, огромное значение отводится достаточной речевой практике, нормальному речевому окружению и начальным этапам формирования, ведь после 3-х уже поздно.
А чтобы знать существует ли патология речи ребенка, необходимо понимать, что усвоение родного языка проходит со строгой закономерностью.
СЛАЙД 3. Каждый «качественный скачок» в речевом развитии важно во время заметить. Для этого необходимо представлять каждый этап речевого развития в особо важный период развития – дошкольный возраст. Возрастные границы и количество этапов исследователи трактуют по-разному.
Появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов А. Н. Гвоздев (Приложение 1).
А А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей (На слайде) :
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
О четвертом этапе не упоминается лишь потому, что он относится к школьному периоду.
СЛАЙД 4-5. В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах : монолог и диалог. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, поэтому целенаправленное обучение начинается со средней группы (с 4-х лет, а до этого все пропедевтика.
СЛАЙД 6-10. Обратимся к содержанию работы на возрастных этапах и увидим, как плавно происходит нарастание познания. Вот в этом и заключается задача педагога не опережать и не тормозить, а объективно оценивать развитие воспитанников, при этом, не забывая о детях с ОВЗ. Правильная же организация работы с учетом знания содержания задач имеет большое методическое значение.
СЛАЙД 11. И если подойти грамотно к осуществлению деятельности на всех этапах, то получим связную речь воспитанников в норме. Но, прежде всего, надо компетентно подойти к планированию деятельности.
СЛАЙД 12.
Проблема планирования является актуальной и в силу того, что в настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять и выбирать: приоритетные направления, программы, виды образовательных услуг, новые формы работы и, конечно же, планирование.
Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы образовательной работы. Основная задача – обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
Итак, какое существует планирование : перспективное, календарное, календарно-перспективное.
СЛАЙД 13. В методике речевого развития дошкольников, представленные авторами: Ушаковой О. С., Бизиковой О. А., Коротковой Н. А. и другими, сложились единые принципы планирования работы по развитию речи, которые объективно отражают существующие закономерности и логику речевого развития дошкольников.
Обратим внимание на эти принципы планирования работы по развитию речи :
- развивающее образование, целью которого является соблюдение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников;
- интеграции всех разделов программы по речевому развитию (развитие связной речи, ЗКР, грамматика, словарь, ознакомление с художественной литературой);
- систематичность последовательность педагогического воздействия на речь. Нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов педагогической работы;
- планируемое содержание и формы организации дошкольников должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. Деятельностный подход, который предполагает ООД по развитию речи основывается на самостоятельности и активности детей, связывается с их бытом, игрой, трудом;
- учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т. д., условия ДОО, национальная традиция.
СЛАЙД 14. Обучение дошкольников разным видам монологического рассказывания на занятиях по развитию речи в перспективном плане должны быть распределены с нарастающим усложнением и отражать некоторую последовательность, вытекающую из возрастных особенностей дошкольников и этапов становления детской речи, обозначенных выше.
СЛАЙД 15. Специальные занятия по развитию речи и обучению родному языку планируются один раз в неделю во всех возрастных группах учреждения дошкольного образования. На занятиях решаются такие задачи, которые не могут быть решены в повседневном общении. Следует учесть, что на этих занятиях решаются все речевые задачи, которые подчиняются единой цели развитию связной речи. Для обучения дошкольников разным видам монологического рассказывания занятия по развитию речи как в перспективном плане педагога могут быть распределены следующим образом :
I неделя II неделя III неделя IV неделя
пересказ сказки или короткого рассказа повествование по картине описание игрушки или предмета, составление рассказа по игрушке ли набору игрушек в зависимости от возраста детей, чередуются составление рассказов из коллективного (личного) опыта, творческое рассказывание.
СЛАЙД 16. Перспективный план работы ООД на месяц по речевому развитию в средней группе МБДОУ № 23 «Буратино» (из опыта работы воспитателя Грибанина Ю. Ю.)
СЛАЙД 17. Планируемое содержание и формы организации дошкольников должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. А это не что иное как правильно подобранные виды деятельности, которые отражены в ФГОС ДО (п. 2.7.) и отвечают системно-деятельностному подходу.
Из опыта работы деятельностные формы : Зейтулаева О. В. «Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»; Циглярская И. В. «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»
СЛАЙД 18. «Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить» - Ф. А. Сохин. Очень меткое выражение и надо понимать, что связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком: и освоение звуковой стороны, и владение словарным запасом, и знание грамматического строя.
Развёрнутость изъяснения, полнота, четкость и в целом взаимосвязь данных компонентов – это и есть монологическая речь одного лица. А еще должна и отвечать основным характеристикам развёрнутого связного высказывания :
СЛАЙД 19. Важнейшие социальные функции выполняет связная речь. В связи с чем, к речи дошкольников предъявляются определенные требования, которые необходимо учесть, составляя перспективный план
Требования:
осмыслен-ность, т. е. полное понимание того, о чём говорят полнота передачи, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков последова-тельность широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т. д. правильный ритм, отсутствие длительных пауз культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- интонационная вырази-тельность речи,
- достаточная громкость,
-отчётливость произношения
СЛАЙД 20. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации. Поэтому планируя ООД, педагог должен предусмотреть какие:
- формы образовательной деятельности с детьми по реализации программы «Развитие речи дошкольников»;
СЛАЙД 21- виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания;
СЛАЙД 22- приемы обучения рассказыванию
будет использовать в своей работе.
СЛАЙД 23. В плане главное не схема, форма, а его содержание. Как видим, план – необходимое условие успешной работы, а не формальность и не требование администрации. Ведь безупречный, совершенный план – это ясность в работе, экономия времени, повышенная эффективность и ответственность, облегчение в ежедневной работе.
«В той степени, в которой человек тратит себя ради написания плана, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее удовлетворение»
Б. Т. Вашингтон
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М. : Просвещение. – 1997, 356 с.
2. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
3. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб. –М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Приложение 1
Схема системного развития нормальной детской речи
(составлена Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева)
Период Подпериод
возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение речи Слоговая структура слов Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней Однословные, 1 год 8 мес. Отдельные слова (около 27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) Нет Нет Нет В слове воспроизводится один слог ( ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай» Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов, 1 год 10 мес. - 2 года Рост предложения до 3-4 слов Согласование И. п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны. Начинают употреблять падежи: В. п. с окончанием -у, И. п. мн. ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и, иногда П. п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы Первые грамм, формы у 18 глаголов : повелит. Наклонение 2-го лица ед. ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед. ч. Часто опускаются приставки. Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И. п. ед. ч. муж. и ж. р. Вот, там, где (де, еще хорошо (лассо, не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу, может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах Твердые согласные н, т, д Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года - 2 года 6 мес. Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч. : -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн. ч. -ы (фонетически -и) Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. ч., настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род 23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн. ч. только в им. п. Личные местоимения усвоены. Наречия : больше, меньше, короче, скорее и др. Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. ч. : -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы >Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных Усваиваются сравнительные степени наречий Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года - 6 лет Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который Практически усваиваются все частные грамматические формы Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах Употребляется одно деепричастие сидя Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении