Получи документы

Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников

Елена Богопольская
Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников

Роль педагога – воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

The role of the educator in environmental education and upbringing of preschool children.

Аннотация: данная статья рассказывает о роли педагога – воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

Публикация «Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников» размещена в разделах

Summary : This article talks about the role of the teacher - educator in environmental education and preschool education.

Экология, экологическое воспитание

Ecology, environmental education

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.

Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.

Регулярная организация разных видов деятельности способствует формированию у детей осознанного – правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение экологической культуры родителей. Повышение экологической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Поэтому составной частью взаимодействия, конечно же, является общение педагога с родителями.

Отношения между педагогами ДОУ и семьями воспитанников должны строиться на основе взаимодействия, ведь главная цель – это установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы экологическое развитие детей, и их родителей.

Поэтому у педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Наши воспитатели делают много для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятель-ность родителей и педагогов.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Выражение «дети – зеркало семьи» удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на такие духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Привлечение родителей, других членов семьи к экологическому воспитанию необходимо, прежде всего, для детей.

Родители должны стать непременными участниками работы по созданию условий для экологического воспитания своих детей. А в этом им должны помочь воспитатели, обладающие высокой профессиональной компетентностью.

В своей работе с родителями мы используем традиционные и инновационные формы, которые включают в себя:

Традиционные:

- работа в едином образовательном пространстве;

- семинары;

- семинары-практикумы;

- консультации;

- лекции;

- круглые столы;

- педагогические советы.

Инновационные:

- мастер-классы;

- проектная деятельность;

- творческие конкурсы;

- деловые игры;

- издательская деятельность.

Все запланированные формы работы с родителями направлены на:

1. Осознание родителями воспитанников собственных ошибок и трудностей в организации экологического воспитания детей.

2. Формирование у родителей воспитанников системы знаний об экологическом воспитании детей.

3. Овладение родителями практическими умениями и навыками по экологическому воспитанию детей.

Подробнее расскажу о некоторых из них:

Единое образовательное пространство включает в себя взаимодействие ДОУ с государственными и общественными структурами воспитательно-образовательными учреждениями, научно-методическим центром, учреждениями здравоохранения, социальными службами.

Лекционная форма работы даёт родителям дошкольников определённые знания об экологическом воспитании и его формах и методах.

Лекции-беседы позволяют быть родителям не пассивными слушателями, а активными участниками, т. е. включаться в общение, проанализировать собственный опыт экологического воспитания в семье.

Семинар-практикум позволяет теоретический материал подкрепить примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

На круглом столе происходит обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение позволяет поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие.

Деловая игра связана с решением педагогических, содержащих описание конкретных ситуаций, в которых участники принимают на себя определённые роли и сами выбирают способ взаимодействия.

Мастер-классы передача опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

Проектная деятельность включает в себя привлечение родителей и детей к созданию и реализации экологических проектов, которые в свою очередь включают в себя: постановку проблемы, её обсуждение, работу над проектом и презентацию проекта.

Издательская деятельность интересная форма работы, объединяющая сотрудников, цель которой – проявить творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делаю рисунки.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что одним из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников является проект, так как именно в проекте мы можем задействовать всех участников образовательных отношений и реализовывать сразу несколько целей.

В связи с этим нашим педагогическим коллективом был разработан комплекс мероприятий экологической направленности, включенный в модули проекта по экологическому воспитанию «Мы – жители Земли».

Свою работу мы строили с учетом этапов становления дидактической игры.

В своей работе мы используем дидактические игры по всем основным направлениям экологического воспитания дошкольников.

При разработке дидактических игр мы опирались на структуру дидактической игры. От того, что слышит ребенок с детства, зависит его мировоззрение, его отношение к окружающему.

Успешность использования дидактических игр в процессе реализации проекта во многом зависит от того, какие методы и приемы реализуются нами, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать экологическую культуру и отношение к окружающему миру.

Таким образом, мы пришли к выводу, что именно игра является основным видом детской деятельности в процессе работы над проектом. Именно педагог обязан сконцентрировать внимание детей на работу над проектом в ходе организованной образовательно-воспитательной деятельности.

Содержание дидактических игр формирует у детей знание о правильном отношении к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.

Дидактические игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающей природе, о нормах поведения в природе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Формируется у детей уважение к трудящемуся человеку, игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева. – Текст. : непосредственный, электронный// Молодой ученый. – 2018 - №7 (193). С. 169 – 171.

2. Белкина, В. Н. Особености проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник : сборник научных статей / под научной ред. Т. Н. Захаровой. – 2011. - №4 – том 2. – С. 132-133.

3. Воронина, К. С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении/ К. С. Воронина. // Дошкольное образование. – 2015. – №5. – 36 с.

4. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 144с.

5. Егоренкова, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. / Л. И. Егоренкова. – Изд-во: АРКТИ, 2001. – 127с.

6. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. [Текст] : перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста /сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. - 496с.

7. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика – синтез, 2008. – 112 с.

8. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников [Текст] : / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов; под ред. Н. Е. Веракса. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80с.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 18:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД