Елена Богопольская
Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога – воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
The role of the educator in environmental education and upbringing of preschool children.
Аннотация: данная статья рассказывает о роли педагога – воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Публикация «Роль педагога — воспитателя в экологическом образовании и воспитании дошкольников» размещена в разделах
Summary : This article talks about the role of the teacher - educator in environmental education and preschool education.
Экология, экологическое воспитание
Ecology, environmental education
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях можно рассматривать как систему, направленную на формирование у детей начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.
Регулярная организация разных видов деятельности способствует формированию у детей осознанного – правильного отношения к природе, к себе как части природы, что и является главной целью экологического воспитания.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение экологической культуры родителей. Повышение экологической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Поэтому составной частью взаимодействия, конечно же, является общение педагога с родителями.
Отношения между педагогами ДОУ и семьями воспитанников должны строиться на основе взаимодействия, ведь главная цель – это установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы экологическое развитие детей, и их родителей.
Поэтому у педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Наши воспитатели делают много для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятель-ность родителей и педагогов.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
Выражение «дети – зеркало семьи» удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на такие духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Привлечение родителей, других членов семьи к экологическому воспитанию необходимо, прежде всего, для детей.
Родители должны стать непременными участниками работы по созданию условий для экологического воспитания своих детей. А в этом им должны помочь воспитатели, обладающие высокой профессиональной компетентностью.
В своей работе с родителями мы используем традиционные и инновационные формы, которые включают в себя:
Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве;
- семинары;
- семинары-практикумы;
- консультации;
- лекции;
- круглые столы;
- педагогические советы.
Инновационные:
- мастер-классы;
- проектная деятельность;
- творческие конкурсы;
- деловые игры;
- издательская деятельность.
Все запланированные формы работы с родителями направлены на:
1. Осознание родителями воспитанников собственных ошибок и трудностей в организации экологического воспитания детей.
2. Формирование у родителей воспитанников системы знаний об экологическом воспитании детей.
3. Овладение родителями практическими умениями и навыками по экологическому воспитанию детей.
Подробнее расскажу о некоторых из них:
Единое образовательное пространство включает в себя взаимодействие ДОУ с государственными и общественными структурами воспитательно-образовательными учреждениями, научно-методическим центром, учреждениями здравоохранения, социальными службами.
Лекционная форма работы даёт родителям дошкольников определённые знания об экологическом воспитании и его формах и методах.
Лекции-беседы позволяют быть родителям не пассивными слушателями, а активными участниками, т. е. включаться в общение, проанализировать собственный опыт экологического воспитания в семье.
Семинар-практикум позволяет теоретический материал подкрепить примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
На круглом столе происходит обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение позволяет поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие.
Деловая игра связана с решением педагогических, содержащих описание конкретных ситуаций, в которых участники принимают на себя определённые роли и сами выбирают способ взаимодействия.
Мастер-классы передача опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.
Проектная деятельность включает в себя привлечение родителей и детей к созданию и реализации экологических проектов, которые в свою очередь включают в себя: постановку проблемы, её обсуждение, работу над проектом и презентацию проекта.
Издательская деятельность интересная форма работы, объединяющая сотрудников, цель которой – проявить творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делаю рисунки.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что одним из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников является проект, так как именно в проекте мы можем задействовать всех участников образовательных отношений и реализовывать сразу несколько целей.
В связи с этим нашим педагогическим коллективом был разработан комплекс мероприятий экологической направленности, включенный в модули проекта по экологическому воспитанию «Мы – жители Земли».
Свою работу мы строили с учетом этапов становления дидактической игры.
В своей работе мы используем дидактические игры по всем основным направлениям экологического воспитания дошкольников.
При разработке дидактических игр мы опирались на структуру дидактической игры. От того, что слышит ребенок с детства, зависит его мировоззрение, его отношение к окружающему.
Успешность использования дидактических игр в процессе реализации проекта во многом зависит от того, какие методы и приемы реализуются нами, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать экологическую культуру и отношение к окружающему миру.
Таким образом, мы пришли к выводу, что именно игра является основным видом детской деятельности в процессе работы над проектом. Именно педагог обязан сконцентрировать внимание детей на работу над проектом в ходе организованной образовательно-воспитательной деятельности.
Содержание дидактических игр формирует у детей знание о правильном отношении к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета.
Дидактические игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающей природе, о нормах поведения в природе, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Формируется у детей уважение к трудящемуся человеку, игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева. – Текст. : непосредственный, электронный// Молодой ученый. – 2018 - №7 (193). С. 169 – 171.
2. Белкина, В. Н. Особености проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник : сборник научных статей / под научной ред. Т. Н. Захаровой. – 2011. - №4 – том 2. – С. 132-133.
3. Воронина, К. С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении/ К. С. Воронина. // Дошкольное образование. – 2015. – №5. – 36 с.
4. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 144с.
5. Егоренкова, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. / Л. И. Егоренкова. – Изд-во: АРКТИ, 2001. – 127с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. [Текст] : перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста /сост. О. А. Воронкевич. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. - 496с.
7. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства : рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика – синтез, 2008. – 112 с.
8. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников [Текст] : / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов; под ред. Н. Е. Веракса. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80с.