Татьяна Рыженкова
Роль педагога в создании психологического климата в детском коллективе
▼ Скачать +Заказ
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе. Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Характеристиками благоприятного для личностного развития позитивного психологического климата являются доброжелательность, защищенность, работоспособность, инициативность, оптимизм ребенка. В условиях детского сада это проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствия давления и манипулирования детьми со стороны взрослых. Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми. Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка, а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.
Публикация «Роль педагога в создании психологического климата в детском коллективе» размещена в разделах
Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, так как в первую очередь ребенок стремиться почувствовать себя в безопасности, и вынужден «оборачиваться ежиком», выпуская иголки агрессии и отчужденности от коллектива и воспитательного процесса. Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то ребенок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к педагогу и другим детям, может быть пессимистичным и ленивым.
Рекомендации воспитателям:
• обращение к каждому ребенку по имени и своевременной похвале;
• проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержании их в стремлении к самостоятельности в играх или при выполнении режимных моментов;
• участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как равноправного партнера; отказ от физических наказаний и других дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей;
• созданию доброжелательных отношений между детьми способствует также совместный просмотр детских работ, фотографий, беседы о родителях детей.
• для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой
полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель»,
«Зайка беленький сидит», «Заинька попляши» и другие. Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий.
• организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Моя семья», «День рождение моего друга» и др.
• предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции.
• формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание в группе единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников.
• Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.
• сотрудничество с родителями воспитанников сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса. Используя такие формы работы как: коллективные, индивидуальные, досуговые, наглядно-информационные.
В дошкольном учреждении мы работаем для детей. Создаём условия для их полноценного, гармоничного развития. Не последнюю роль в развитии детей играет психологический комфорт ребёнка в группе. Большая ответственность за это лежит на воспитателях, которые работают в группах. В свою очередь не меньшее значение имеет и психологический комфорт самого педагога в коллективе, т. к. прочно установившийся контакт между людьми обеспечивает в процессе общения атмосферу принятия и доверия, в которой можно обсуждать и решать проблемы.