Людмила Малахова
Роль педагога-психолога в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко 80-90 годы XX века стали переломной вехой в истории российской системы образования: утверждение личностно-ориентированной (субъект - субъектной) педагогической парадигмы привело к созданию в общеобразовательных учреждениях психологической службы. Основная цель современной системы образования - воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. В соответствии с «Конвенцией ООН по правам ребенка», семья и государство должны обеспечивать выживание, развитие, активное участие в жизни общества каждому несовершеннолетнему, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политический или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения. Развитие ребенка (лица, не достигшего 18 лет и требующего особого к себе отношения) в большей мере зависит от таких социальных институтов как: детский сад, общеобразовательная школа, учебные заведения. В дошкольном учреждении развитие осуществляется в форме воспитания. Воспитание - целенаправленное создание условий: материальных, духовных, организационных для физического, умственного развития человека как личности. К созданию подобного рода условий в дошкольном учреждении причастен педагог-психолог. Цель его деятельности - оказать помощь воспитателям и родителям в создании условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, эффективному развитию психических процессов и способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Совместно с родителями и воспитателями он заботится о формировании познавательной, эмоционально-волевой, межличностной, творческой (креативной) сферы дошкольников. Психолого-педагогическая деятельность строится по пяти направлениям: 1) психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическая профилактика; 5) психологическое консультирование. Психолого-педагогическое просвещение и профилактика, осуществляемые в форме лекции, беседы, дискуссии, предполагают приобщение родителей, педагогов к знаниям детской психологии; предупреждению возможного неблагополучия в психолого-педагогическом развитии дошкольника. Чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка необходимо исследовать его зоны актуального и ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, освоив соответствующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности. В процессе изучения психики ребенка нужно руководствоваться принципами: 1. принцип гуманизма и педагогического оптимизма - к малышу следует подходить бережно и заботливо (Не навреди); 2. принцип объективности и научности - важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом этапе; 3. принцип комплексности, системности и систематичности - изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; определение места каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития; 4. принцип детерминизма - осознания причинно-следственных связей в становлении психических особенностей; 5. принцип единства сознания и деятельности (по С. Л. Рубинштейн); 6. принцип индивидуального и личностного подхода - общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Если уровень развития дошкольника оказывается низким, педагог - психолог выясняет причину отклонения, организует и проводит коррекционно-развивающую работу, цель которой: профессиональное исправление нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом пяти принципов: - единство коррекции и развития; - единство возрастного и индивидуального в развитии; - единство диагностики и коррекции развития; - деятельностный принцип осуществления коррекции - психика ребенка развивается в ходе ведущей деятельности (то есть игре); - подход к дошкольнику в коррекционно-развивающей процедуре как к одаренному; дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как ребята «второго сорта», они требуют коррекции своего развития до оптимальной нормы. После изучения диагностических данных, результатов коррекционноразвивающей деятельности педагог-психолог составляет личностный портрет дошкольника, ставя в известность родителей и педагогов. Работа с последними проводится в рамках психологического консультирования, подчиняющегося следующим принципам: 1) принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту; 2) принцип ориентации на ценности и нормы клиента; 3) принцип запрета давать советы; 4) принцип конфиденциальности (анонимности) сообщения информации; 5) принцип разграничения личных и профессиональный отношений в общении с клиентом. Таким образом, педагог-психолог отслеживает комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на полноценное развитие дошкольника как личности. XXI век в истории нашего Отечества стал эпохой гуманизации образования. Достойный вклад в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности внесет профессиональная деятельность педагога - психолога.