Светлана Дрынкина
Роль педагога-наставника в профессиональном становлении студента
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в эпоху реформирования системы образования существует проблема дефицита молодых кадров в дошкольных образовательных организациях. Особую значимость приобретает не только проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях, но и проблема отсутствия квалифицированных специалистов, способных передать им свой профессиональный опыт, традиции и культуру своей профессии.
Публикация «Роль педагога-наставника в профессиональном становлении студента» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Для решения данных проблем необходимо решить множество задач, например - это адаптация молодых специалистов в коллективе, психологическая и финансовая поддержка, создание системы привлекательных стимулов и компетентная помощь со стороны опытных сотрудников. Мы считаем, что решение данных задач будет наиболее эффективно в процессе наставничества обучающихся, во время прохождения ими производственной практики.
Наставничество в ДО – это передача знаний, умений, навыков от более опытного специалиста студенту, проходящему производственную практику в дошкольной организации; методическое и практическое его сопровождение; оказание ему своевременной помощи в получение необходимой информации, что влияет на социализацию и самоопределение его личности, осознание социальной значимости своей будущей профессии, появления устойчивого интереса к работе в данной образовательной организации.
В нашем детском саду используется два типа наставничества: «наставник - студент» и «наставник – малая группа студентов», в процессе которых осуществляется постоянный контакт со студентами в форме советов, рекомендаций, помощи, психологической поддержки.
Рассмотрим алгоритм организации наставничества на примере профессии педагога-психолога :
1. Знакомство наставника и студента, индивидуальная беседа.
2. Знакомство с учебным планом практики, условиями организации работы педагога-психолога в детском саду.
3. Определение содержания деятельности студента и наставника.
4. Промежуточная (еженедельная) и итоговая рефлексия профессиональной деятельности студента.
Раскроем подробнее части алгоритма.
На первом этапе происходит знакомство наставника-психолога и студента (группы студентов, используя рассказ самого наставника, презентацию о его приемах работы и достижениях в работе. Чтобы ближе познакомиться со студентами проводится блиц-опрос «Почему я выбрал профессию психолога?», используется опросник для определения сферы предпочтительных интересов, предлагается выполнить упражнение «Закончи предложение» (например, как я вижу свое будущее в профессии). Обязательно происходит обмен контактами, определяются способы взаимодействия.
Кроме этого организуется ознакомительная экскурсия по детскому саду с пояснением целесообразности использования специальных кабинетов. В процессе знакомства используются такие приемы, как беседы, активное слушание, использование Я-сообщения и Ты-сообщения. Все эти действия направлены на создание доверительных отношений, без которых результативность наставничества будет крайне низкой.
На втором этапе подробно рассматриваются и уточняются все особенности учебного плана практики, затем через самооценку определяется у студентов актуальный уровень знаний и умений (зона актуального развития) по профессии, выясняются возможные затруднения, степень необходимой помощи. Определяется степень самостоятельной подготовки студентов и помощь наставника.
В это же время наставник обозначает направления деятельности педагога-психолога, знакомит студентов со своей деятельностью в соответствии с недельной циклограммой.
На третьем этапе наставником предлагаются для показа формы работы с детьми и взрослыми: мастер-класс с воспитателями; минитренинг с детьми подготовительной группы на формирование эмоциональной саморегуляции; онлайн – консультация с родителями; организация и проведение диагностики.
Совместно со студентами планируются разные виды практической деятельности самих студентов – организация игр на развитие эмоциональной сферы, обследование умственного развития детей 3 лет по методике Е. А. Стребелевой, проектирование и изготовление интерактивных пособий на развитие психических процессов, оформление и заполнение документации – диагностических карт.
Важным моментом в работе наставника является рефлексия. Она проводится еженедельно и в конце практики. Обращается внимание на две составляющие – профессиональную и эмоциональную. Студенту (группе студентов) предлагается проанализировать, что планировал, что получилось, что вышло не так, почему, что помешало выполнить, чего не хватило, что было лишним, что необходимо сделать, чтобы получился запланированный результат.
Затем у студентов выясняется, какие ощущения были во время проведения той или иной деятельности, почему именно такие, что порадовало, что удивило, что смутило, о чем пожалел, что бы изменил в другой раз и почему.
В конце практики вопросы видоизменяются и более обобщаются. Со студентами проводится опрос : что нового узнал о будущей профессии, на что будет обращать внимание в последующем обучении, помогла ли работа с наставником-психологом ему утвердиться в том, что выбранная профессия подходит ему, и он будет работать педагогом-психологом по окончании учебного заведения.
А наставник осуществляет собственную рефлексию и делает выводы для последующего наставничества.
Необходимо отметить, что процесс наставничества обоюдный: наставник влияет на студента, но и он своими действиями, поступками, общением дает наставнику обратную связь, помогая ему корректировать процесс наставничества и совершенствоваться в своей профессии. Таким образом, наставничество – это длительный и сложный процесс, направленный на успешную адаптацию студентов, профессиональное становление и формирование личности будущего специалиста.
Подводя итог, вышесказанному, можно отметить важную роль наставничества в современном обществе и профессиональном становлении студентов.