Светлана Петровна Морозова
Роль народной сказки
▼ Скачать +Заказ
Введение
Актуальность. В настоящее время важными условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовно культуры, нравственный потенциал, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие данных качеств невозможно без эффективной системы воспитания и обучения, так как эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации во многом зависит от организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности учащихся, воспитание их нравственных качеств. Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим развитием человека, является духовно-нравственное воспитание. Основы нравственности закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности.
Публикация «Роль народной сказки» размещена в разделах
Многие педагоги отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план выдвигали духовно-нравственное формирование.
Проблема духовно-нравственного воспитания достаточно хорошо разработана в педагогике и психологии. Эта проблема находит отражение в фундаментальных работах таких ученых, как Н. В. Архангельского, В. Г. Белинского, М. Болдырева, Я. А. Коменского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова и других ученых. В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные духовно-нравственному воспитанию М. М. Гей, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.
В работах данных ученых прослеживается общая мысль, что в младшем школьном возрасте воспитание духовно-нравственных качеств возможно в процессе изучения фольклорных сказок. Методы применения сказок имеет историю во много веков. В принципе «сказка» впервые упоминается с семнадцатого века. Но до исследований Б. Беттельхейма, К. Юнга, В. Проппа, Р. Гарднера в сказках люди находили только «одну забаву» для низших слоев населения. В последние годы на основании исследований психологов и педагогов была построена современная концепция работы со сказкой, которая помогает и в воспитании духовно-нравственных качеств детей.
Сказка многогранна как сама жизнь. Именно это делает ее эффективным и важным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с младшими школьниками. С помощью данного метода идет развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, происходит повышение самооценки детей, увеличивается словарный запас ребенка, развивается его воображение, образное мышление, воспитании духовно-нравственных качеств. Главные возможности сказки : интеграция личности ребенка, развитие его творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия младшего школьника с социумом, а также обучение, диагностика, коррекция, образное мышление и воспитании духовно-нравственных качеств.
Актуальность исследования обусловлена значимостью исследуемой проблемы, а также низким уровнем нравственной воспитанности и поведения школьников в целом. Из всего вышесказанного вытекает актуальность выпускной квалификационной работы: Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников.
Объект – процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет – приемы изучения фольклорной сказки, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников.
На данном этапе развития методики литературного чтения существует противоречия:
- между достаточным теоретическим обоснованием в психолого-педагогической литературе процессов воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников и отсутствием реализации в практике школьного обучения методов воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклорных сказок.
- между спецификой фольклорных произведений и преобладанием логических методов и приемов их изучения в практике школьного образования.
Проблема: какие методические приемы при изучении фольклорных сказок способствуют воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников.
Цель исследования - на основе теоретического обобщения особенностей воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников определить методические условия, обеспечивающие воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения, и провести исследование его воспитания в процессе работы над фольклорной сказкой.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи:
- изучить особенности младших школьников в воспитательном и образовательном процессах;
- рассмотреть духовно-нравственное воспитание школьника как педагогическую проблему;
- проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством народной фольклорной сказки;
- исследовать воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников в процессе изучения фольклорных сказок на практике.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения фольклорных сказок будет эффективным, если разработана и внедрена система как предметных, так и внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников, где применяются различные формы и методы работы и средства; проводится диагностика уровней духовно-нравственной воспитанности младших школьников в соответствии с выбранными критериями.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; психолога - педагогическое исследование; наблюдение за детьми; беседа; анализ исследовательской работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в начальной школе, в работе педагогов начальной школы, а также кабинета психолога по воспитанию духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста методами фольклорной сказки.
База исследования: БОУ «Красногорская средняя школа» Полтавского муниципального района Омской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста
1.1. Особенности младших школьников в воспитательном и образовательном процессах
Создание ряда условий и средств организации активной деятельности учащихся в школьном образовательном и воспитательном пространстве, который представляет комплекс социально зафиксированных культурных, образовательных, нормативно-правовых и прочих ориентиров, включающих планы, программы и стандарты, в границах которых проектируются и реализуются образовательные процессы, является важным требованием современного образования и воспитания. Данные границы определяются масштабом привлечения социально-культурного окружения в непосредственно образовательно-воспитательную деятельность и, отсюда, масштабом непосредственно профессиональной деятельности учителей.
Педагогическая поддержка школьников начальной школы заключает в себя педагогическое проектирование фольклора, обеспечивающее четкую разработку и реализацию программ разного уровня детей для развития образования, образование современных образовательных институтов, становление профессиональных коллективов разработчиков инновационных проектов и реализаторов данных проектов фольклора, новых структур и образовательных учреждений, которые обеспечивают развитие образования младших школьников. Нужно организовать создание ряда условий и средств организации активной деятельности учащихся в школьном образовательном пространстве, который представляет комплекс социально зафиксированных культурных фольклора, образовательных, воспитательных, нормативно-правовых и прочих ориентиров, включающих планы, программы и стандарты, в границах которых проектируются и реализуются образовательные процессы детей. Данные границы определяются масштабом привлечения социально-культурного окружения фольклора в непосредственно образовательно-воспитательную деятельность и, отсюда, масштабом непосредственно профессиональной деятельности учителей.
Формирование образовательно-воспитательного пространства протекает, начиная от федерального уровня, и до образовательного учреждения, включая структурные подразделения. Школа - это высший уровень педагогической деятельности детей. В образовательном учреждении проявляется творчество педагогов, там происходит совершенствование искусства обучения школьников, их воспитание и развитие. В процессе деятельности педагогов идет создание нового в содержании, а также организации учебно-воспитательного процесса детей и в решении научно-практических проблем обучения и воспитания детей [13, с. 11].
Учебные предметы для учащихся младших классов должны соответствовать особенностям рассматриваемой деятельности фольклора, народных сказок, воспитывая духовно-нравственные качества учеников. Специфика используемых средств воспитания и обучения детей в начальной школе состоит в том, что эти средства обеспечивают для учеников решение не только учебных задач при помощи учебных действий, фольклора, а также воспитание духовно-нравственных качеств школьников.
Педагог Б. П. Никитин писал: «Обучаясь различным предметам, а также общению, младший школьник развивает все исполнительские способности, то есть внимание, умение повторять действия других детей, память, повторять услышанное, либо увиденное ими, воспитывает в себе духовно-нравственные качества. Все данные способности дают возможность ученику поступать в различной деятельности по однажды установленному им правилу. Смысл задач заключается в том, что в ходе их решения ребенок прокладывает новый путь фольклора. В этом процессе проявляют себя особые качества его ума, а именно, наблюдательность, умение анализировать явления, возможность воспитывать в себе духовно-нравственные качества» [11, с. 46].
Использовать в процессе урока и внеурочной деятельности народные сказки, фольклор дают мощный стимул воспитывать в себе духовно-нравственные качества – сказал педагог В. И. Загвязинский [6, с. 91].
Для качественного процесса воспитания и образования детей в начальной школе огромное значение играют занятия со школьниками в кружках, секциях, а также привлечение детей в различные социальные и предметные мероприятия.
Духовно-нравственные качества младших школьников формируются и развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его миром. На их формирование большое влияние оказывает обучение и воспитание детей, фольклор, вся предметно-пространственная деятельность в школе, включая изучение фольклора, в частности изучение фольклорных сказок.
Младший школьный возраст – это период, когда лучше всего развиваются различные способности человека, воспитываются духовно-нравственные качества. Это период, когда в целом формируется личность человека, а также зарождаются различные навыки детей, таланты и закладывается духовно-нравственная основа ребенка. Воспитание духовно-нравственных качеств младшего школьника протекает с помощью влияния предметно – пространственной среды школы. В данном процессе участвуют множество средств, в частности - фольклорные сказки.
Важнейшее обстоятельство в жизни шестилетнего ребенка – это его поступление в начальную школу. В данный период жизни происходит быстрое биологическое развитие организма ребенка. А это требует огромного напряжения для мобилизации всех резервов школьника. Возрастает скорость формирования нервных процессов ребенка. При этом процессы возбуждения у него преобладают. В свою очередь данный факт определяет характерные особенности детей. У них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. При этом физическая выносливость, работоспособность ребенка повышается и носит относительный характер. Для младших школьников остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость [12, с. 72].
Начиная обучение в школе, полностью меняется эмоциональная сфера школьника. У учеников младших классов сохраняется характерное и для старших дошкольников свойство активно реагировать на некоторые, важные для них события и ситуации. Ученики начальной школы очень чувствительны к различным воздействиям окружающих их условий жизни, они очень впечатлительны и слишком эмоциональны. Дети воспринимают прежде всего те свойства предметов, которые наиболее бурно вызывают у них эмоциональный отклик. Но при этом, начало обучения в школе порождает у детей новые эмоциональные переживания. Вольность дошкольного возраста детей меняется на подчинение новым правилам школы. В этот возрастной период учителя начальной школы обязаны приложить все усилия для поддержки детей в образовательном школьном процессе, а также воспитывать в них духовно-нравственные качества, в частности при помощи фольклора [15, с. 76].
Педагоги И. М. Никольская и Р. М. Грановская отметили, что поступление в начальную школу - это редкостное событие в жизни младшего школьника. В данный период у детей приходят в противоречие два основных мотива поведения: мотив его желания я - хочу и мотив долженствования детей, мне - надо. Когда мотив желания исходит от ребенка самого, мотив ты – должен, как правило, исходит от взрослых, то есть от педагогов [12, с. 63].
Считается, что в младший школьный возраст не происходит значительных сдвигов в развитии личности ребенка, но именно в данный возрастной период происходит формирование личности ребенка, его воспитание, включая духовно-нравственное. Включение детей в новый вид основной деятельности, а конкретно, в обучение, предъявляющее серьезные требования к школьнику, обязывает ребенка подчинить отныне свою жизнь очень строгой организации, а также регламентации и режиму дня. Данные факторы безусловно оказывают влияние на дальнейшее формирование и закрепление абсолютно новой системы отношений в жизни ребенка, то есть к окружающим его людям, школьному коллективу, к самому учению, к новым обязанностям, что формирует характер школьника, его волю, а также расширяет круг его интересов, воспитывает духовно-нравственные качества [23, с. 29].
Психолог Л. Б. Ительсон в своих трудах писал, что механизмы духовно-нравственного воспитания школьников имеют следующий характер:
1) некий стимул-раздражитель детей (внешний, либо внутренний, либо символический - фольклор);
2) интеграция детей (то есть активизация целостной системы связанных с ним в прошлом времени возбуждений);
3) вычленение, либо дезинтеграция детей. То есть вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется своему определенному принципу.
У ребенка младший школьный возраст, как правило, характеризуется бурным интеллектуальным развитием. В этом возрасте идет интеллектуализация абсолютно всех психических процессов ребенка, осознание им своих собственных коренных изменений, происходящих в процессе его деятельности. Именно в этот период лучше всего воспитывать в ребенке духовно-нравственные качества.
Мышление детей в данный период характеризуется очень активным поиском различных связей, а также отношений между возможными событиями, предметами, вещами и явлениями. У младших школьников закладываются духовно-нравственные качества. Происходит все это лишь благодаря тому, что в класс6ном коллективе обсуждаются различные пути решения поставленных задач, а также рассматриваются различные варианты их решения, таким образом, младшие школьники учатся обосновывать и доказывать свои сформированные суждения на различные темы. В этом детям помогают народные сказки.
В процессе воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников формируется умение произвольно актуализировать представление о воспринятом явлении или предмете.
Изученный анализ зарубежных и отечественных исследований в данной области показывает, что воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников - это очень сложный и затяжной процесс. Психолог Н. Н. Поддъяков в своих трудах писал, что формирование внутреннего плана у младших школьников проходит такие этапы:
1-й этап развития. Дети еще не в состоянии действовать в уме. При этом они способны манипулировать какими-либо предметами в наглядно-действенном плане. Ребенок уже может преобразовывать воспринимаемую им любую ситуацию при помощи практических действий. Этот этап развития заключается в том, что сперва ситуация дается младшему школьнику как бы наглядно. То есть, вначале воспитание духовно-нравственных качеств ребенка идет через развитие увиденного либо услышанного им ранее, через перенос однажды найденных им решений задачи на совершенно новые условия либо ситуации.
2-й этап развития. Теперь в постановку задачи ребенка включается уже речь детей. Такая задача решается школьником лишь во внешнем плане, с помощью манипулирования любыми материальными предметами либо методом проб и ошибок. Возможна какая-либо модификация найденного им ранее решения при переносе на абсолютно новые условия и ситуации.
3-й этап развития. Поставленная задача теперь уже решается в наглядно-образном формате с помощью манипулирования образами-представлениями. От детей требуется четкое осознание всех способов их действий, которые направляются на решение поставленных задач, а также разделение их на практические, то есть осознание метода произведенного требования.
4-й этап развития. На данном этапе развитие сводится самостоятельно производить решение поставленной задачи, а также сознательно следовать за ним. У детей происходит плавный переход от внешнего плана действий к внутреннему.
Делая выводы по данному параграфу, можно сказать, что лучше всего воспитывать духовно-нравственные качества у младших школьников 7-8 лет, так как это самый благоприятный период школьного детства, когда закладывается базис успешного воспитания и обучения ребенка. Помимо этого, у ребенка данного возраста уже должны быть какие-либо элементы воспитания и мышления, помогающие ребенку в формировании правильного отношения к жизни и окружающей его действительности.