Светлана Сипкова
Роль наблюдений в развитии младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль наблюдений в развитии младших дошкольников
Роль и значение наблюдения как метода познания определяется способностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы, социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами — представления (Образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.
Публикация «Роль наблюдений в развитии младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Специфика организации наблюдения в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем развития познавательной деятельности. Младшие дошкольники готовы рассматривать яркий движущийся объект, ими руководит интерес к жизнидеятельности животных. В этот период наблюдение еще не может осознанно использоваться ребенком как способ познания. Его основные задачи — формирование у детей познавательного интереса, воспитание эмпатии к живым существам, предоставление возможности пообщаться с животным, проявить свои эмоции, чувства, отношение, рассказать о своих впечатлениях. Также необходимо формировать у малышей представления о том, как можно проявлять свои чувства, какое поведение недопустимо по отношению к животным.
Четырехлетние дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумать формы работы, позволяющие, с одной стороны, систематизировать и (или) выразить полученные впечатления (рисование, чтение книги о данном животном, беседа, с другой — стабилизировать эмоциональное состояние детей.
Созерцание, рассматривание, наблюдение.
Наблюдение нередко называют родственные ему виды деятельности — созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того чтобы правильно организовать каждый из них1, взрослому нужно четко понимать общие или различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования на разных возрастных этапах.
Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразовывания, изменения свойств. Каждый из данных видов деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений является основной, а чаще, единственной задачей, то организация рассматривания и наблюдения в ДОО преследует и другие цели.
Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего возраста и младших дошкольников. Его цель — выявить характерные особенности внешнего вида растений, грибов, животных, устройство предметов рукотворного мира. Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание, педагог использованием различных приемов привлекает внимание детей к определенным существам, предметам, вызывает познавательный интерес, называет их и помогает запомнить, обогащает представления о них.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи: развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей, начальное освоение данного метода научного познания, приобретение первичного опыта изучения с его помощью различных объектов.
Структура наблюдения.
С помощью наблюдения, как метода познания, можно выявить не только характерные черты внешнего строения, но и особенности жизнидеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, изменения объекта со временем и т. д. Но это утверждение справедливо только в том случае, если имеет место правильная организация наблюдения, соответствующая логике использования наблюдения как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру:
1. Цель. Как у всех видов деятельности и форм их организации, у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей, а не навязывания задач наблюдения взрослым. Роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы актуализировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель. Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, стремление понять суть явления, найти объяснение возникает у детей уже в ходе наблюдения.
2. Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия взрослого (или персонажа, подражание старшим детям, взрослым и т. д. Наблюдения могут являться органичной частью трудовых действий, экспериментирования, прогулки, экскурсии.
Мотивами включения в познавательно-исследовательскую деятельность могут также являться наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью (его прикладной характер, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
3. План. Начиная с младшего дошкольного возраста, можно учить детей составлять элементарный план наблюдения, решения задачи.
4. Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.
5. Подведение итогов. Главным результатом наблюдения становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное ребенком открытие, так и возможности его дальнейшего применения в познании, в труде, в повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения, взрослому необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, охарактеризовать в принятых понятиях и, возможно, задаться новыми вопросами.
Виды наблюдения.
Между рассматриванием и наблюдением, как методом научного познания, существует множество промежуточных вариантов — видов наблюдения.
Распознающее наблюдение используется для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявления их особенностей, признаков, качеств, характерных действий. Это относительно кратковременное наблюдение, позволяющее как бы сделать фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
Длительное наблюдение проводится с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения, организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты: выполняются рисунки, схемы, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие перемены, на основе последовательности рисунков составить рассказ.
Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать и сопоставлять. Передавая в речи результаты наблюдения, дети учатся правильно использовать речевые конструкции сравнения, глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, активизируются названия природных объектов, их частей.
Сравнительное наблюдение. Данный вид наблюдения обладает общими чертами с распознающим и длительным наблюдением. В поле зрения детей оказывается два-три объекта, которые необходимо сравнить. Как и при организации распознающего наблюдения, может иметь место единичное обращение. Например, выявление различий в поведении разных насекомых в дождь. Может быть организованно длительное наблюдение с целью сравнения, например, особенностей развития аналогичных растений в разных условиях, темпов развития растений и т. д.