Анна Стецко
Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
из опыта работы муз. руководителя Лахменевой И. Г.
Публикация «Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Первоочередной задачей в период адаптации детей раннего возраста является формирование у ребенка чувства доверия, которое начинается с установления эмоционально-положительного контакта со взрослым. Большую роль в решении этой задачи играет взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и детьми раннего возраста.
В нашем детском саду содержание такой деятельности выстраивается на основе перспективно-тематического плана взаимодействия музыкального руководителя в музыкальной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации.
Разработанный мною перспективно-тематический план включает поэтапное взаимодействие с детьми раннего возраста через различные музыкальные игры и упражнения с игровыми персонажами, соответствующий музыкальный репертуар классической, народной музыки, фольклора, как для периода адаптации, так и в последующих периодах.
На начальном этапе своего взаимодействия, т. е. в период адаптации самое главное для музыкального руководителя установить теплые, доверительные отношения с малышами группы, способствовать снятию страха и побуждению ребенка на общение со взрослым.
Поэтому музыкальный руководитель приходит в группу к детям, заранее договорившись о встрече с воспитателем, который создает игровую ситуацию с игровым персонажем – это может быть кошечка, Петрушка, собачка, кукла, лошадка, матрешка и др., т. е. такой персонаж, с которым дети активнее идут на контакт.
В этот период в соответствии с перспективно-тематическим планом используются различные музыкальные игры и упражнения, направленные на установление контакта с детьми и вовлечения их в совместную игру:
- при первых встречах с детьми используется музыкальное упражнение «Ладошечки». Это приветствие-попевка, которое очень нравится малышам: «Здравствуйте. Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке»
Очень важно выразить взглядом и мимикой расположение к ребенку во время поглаживания ладошки. Далее попевка дополняется словами: «На ладошечку, моя крошечка, ты погладь меня по ладошечке».
- очень активно вовлекает детей в музыкально-игровую деятельность обычная игра «Чудесный мешочек», из которого дети достают либо музыкальные инструменты, музыкальные игрушки или игровые персонажи, рассматривают их.
- очень близки ребенку раннего возраста игры с куклами. Чтобы вовлечь детей в музыкальные игры с куклами, музыкальный руководитель приносит новую куклу в группу. Она здоровается с детьми, гладит каждого. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать, либо куколка просит деток уложить ее спать. Музыкальный руководитель напевает колыбельную или использует фонограмму. Дети качают куколку или укачивают ее в коляске.
- очень любят малыши игры с мишкой, зайцем, кошкой. С этими игровыми персонажами дети выполняют различные музыкально-ритмические движения под народную музыку, песенки-попевки.
Когда дети перестают чувствовать тревогу, перестают волноваться, входят в контакт, взаимодействие музыкального руководителя с детьми раннего возраста переходит на следующий этап. Содержанием совместной деятельности становится реализация основных задач музыкального воспитания детей раннего возраста, а именно - формирование предпосылок развития восприятия музыки, стимуляции певческой активности, развитии слухового восприятия и двигательных навыков. Дети могут приходить уже в музыкальный зал.
На наш взгляд, на этом этапе обязательно следует ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка группы. Поэтому совместно с воспитателем мы определяем степень готовности посещения каждым ребенком музыкального занятия. Тех детей, у которых адаптация носит затяжной характер, нецелесообразно выводить в музыкальный зал. В этом случае ребенок остается в группе. Таким образом, все дети постепенно вовлекаются в образовательный процесс по музыкальному воспитанию.
Для нас очень важно создать такую атмосферу, чтобы малыши почувствовали, что идут не к музыкальному руководителю, а в гости к знакомому персонажу (собачке, кошке, лошадке и т. д.). Помогают нам в этом – игровые образовательные ситуации, такие как «Давайте найдем, где живет собачка, кукла, зайчик».
Когда дети идут по коридору детского сада в музыкальный зал, воспитатель проговаривает, куда идут дети: «Мы идем по ступенькам, поднимаемся все выше и выше, идем по коридору, мимо физкультурного зала, поворачиваем за угол. Вот мы пришли в музыкальный зал, давайте поищем собачку. куклу или какой-либо другой игровой персонаж».
Таким ненавязчивым способом наши малыши знакомятся с пространством детского сада и музыкального зала в частности.
Как показал наш опыт, основное на этом этапе - эмоциональное вовлечение детей, необходимость заинтересовать музыкальной деятельностью.
Но так как одной из особенностью детей раннего возраста является неустойчивость их внимания, особое значение приобретает тесное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями групп раннего возраста.
Для этого музыкальный руководитель заранее, на консультациях с педагогами, обговаривает весь музыкальный материал, который будет использоваться с детьми на музыкальном занятии.
В нашем ДОУ одной из форм взаимодействия в период адаптации детей раннего возраста является проведение совместной досуговой деятельности с родителями, детьми и педагогами.
В начале года воспитатели проводят анкетирование родителей, одним из вопросов которого является вопрос о готовности участия в совместной досуговой деятельности.
Совместно с педагогами мы подготавливаем проведение музыкальной досуговой деятельности с родителями, которые активно участвуют и взаимодействуют с детьми. Материал досуговой деятельности основывается на сказках, которые адаптируются и посвящаются какому-либо празднику, например, «Курочка-ряба» к 8 марта, «Заюшкина избушка» к Новому Году.
Проведение первых утренников для малышей (как правило, это новогодний утренник)– один из трудных и важных моментов, т. к. дети порой эмоционально реагируют на присутствие родителей. Для уменьшения переживаний и снятия стресса у детей праздники начинаются совместно с родителями. Еще в группе все приветствуют друг друга, дети и родители вместе идут в музыкальный зал, под музыку вместе входят в зал, садятся рядом со своими малышами. При этом мамы не прячутся и не убегают, а сидят рядом, и малыши не испытывают никакого дискомфорта, а наоборот, очень активно проявляют себя, что по – нашему мнению, только усиливает успешную социализацию ребенка в ДОУ. Как показала практика, такая форма взаимодействия стала одной из эффективных для вовлечения детей и родителей в образовательное пространство ДОУ.
В заключение хотелось бы отметить, что тесное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов позволяет комплексно решать задачи музыкального воспитания детей раннего возраста.
Но самое главное, обеспечивает комфортную, здоровьесберегающую среду в период адаптации ребенка, социализации его в обществе взрослого и детей, благодаря чему ребенок становится готов к другим, более сложным для него задачам.