МААМ-картинки

Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста

Анна Стецко
Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

из опыта работы муз. руководителя Лахменевой И. Г.

Публикация «Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Первоочередной задачей в период адаптации детей раннего возраста является формирование у ребенка чувства доверия, которое начинается с установления эмоционально-положительного контакта со взрослым. Большую роль в решении этой задачи играет взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и детьми раннего возраста.

В нашем детском саду содержание такой деятельности выстраивается на основе перспективно-тематического плана взаимодействия музыкального руководителя в музыкальной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации.

Разработанный мною перспективно-тематический план включает поэтапное взаимодействие с детьми раннего возраста через различные музыкальные игры и упражнения с игровыми персонажами, соответствующий музыкальный репертуар классической, народной музыки, фольклора, как для периода адаптации, так и в последующих периодах.

На начальном этапе своего взаимодействия, т. е. в период адаптации самое главное для музыкального руководителя установить теплые, доверительные отношения с малышами группы, способствовать снятию страха и побуждению ребенка на общение со взрослым.

Поэтому музыкальный руководитель приходит в группу к детям, заранее договорившись о встрече с воспитателем, который создает игровую ситуацию с игровым персонажем – это может быть кошечка, Петрушка, собачка, кукла, лошадка, матрешка и др., т. е. такой персонаж, с которым дети активнее идут на контакт.

В этот период в соответствии с перспективно-тематическим планом используются различные музыкальные игры и упражнения, направленные на установление контакта с детьми и вовлечения их в совместную игру:

- при первых встречах с детьми используется музыкальное упражнение «Ладошечки». Это приветствие-попевка, которое очень нравится малышам: «Здравствуйте. Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке»

Очень важно выразить взглядом и мимикой расположение к ребенку во время поглаживания ладошки. Далее попевка дополняется словами: «На ладошечку, моя крошечка, ты погладь меня по ладошечке».

- очень активно вовлекает детей в музыкально-игровую деятельность обычная игра «Чудесный мешочек», из которого дети достают либо музыкальные инструменты, музыкальные игрушки или игровые персонажи, рассматривают их.

- очень близки ребенку раннего возраста игры с куклами. Чтобы вовлечь детей в музыкальные игры с куклами, музыкальный руководитель приносит новую куклу в группу. Она здоровается с детьми, гладит каждого. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать, либо куколка просит деток уложить ее спать. Музыкальный руководитель напевает колыбельную или использует фонограмму. Дети качают куколку или укачивают ее в коляске.

- очень любят малыши игры с мишкой, зайцем, кошкой. С этими игровыми персонажами дети выполняют различные музыкально-ритмические движения под народную музыку, песенки-попевки.

Когда дети перестают чувствовать тревогу, перестают волноваться, входят в контакт, взаимодействие музыкального руководителя с детьми раннего возраста переходит на следующий этап. Содержанием совместной деятельности становится реализация основных задач музыкального воспитания детей раннего возраста, а именно - формирование предпосылок развития восприятия музыки, стимуляции певческой активности, развитии слухового восприятия и двигательных навыков. Дети могут приходить уже в музыкальный зал.

На наш взгляд, на этом этапе обязательно следует ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка группы. Поэтому совместно с воспитателем мы определяем степень готовности посещения каждым ребенком музыкального занятия. Тех детей, у которых адаптация носит затяжной характер, нецелесообразно выводить в музыкальный зал. В этом случае ребенок остается в группе. Таким образом, все дети постепенно вовлекаются в образовательный процесс по музыкальному воспитанию.

Для нас очень важно создать такую атмосферу, чтобы малыши почувствовали, что идут не к музыкальному руководителю, а в гости к знакомому персонажу (собачке, кошке, лошадке и т. д.). Помогают нам в этом – игровые образовательные ситуации, такие как «Давайте найдем, где живет собачка, кукла, зайчик».

Когда дети идут по коридору детского сада в музыкальный зал, воспитатель проговаривает, куда идут дети: «Мы идем по ступенькам, поднимаемся все выше и выше, идем по коридору, мимо физкультурного зала, поворачиваем за угол. Вот мы пришли в музыкальный зал, давайте поищем собачку. куклу или какой-либо другой игровой персонаж».

Таким ненавязчивым способом наши малыши знакомятся с пространством детского сада и музыкального зала в частности.

Как показал наш опыт, основное на этом этапе - эмоциональное вовлечение детей, необходимость заинтересовать музыкальной деятельностью.

Но так как одной из особенностью детей раннего возраста является неустойчивость их внимания, особое значение приобретает тесное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями групп раннего возраста.

Для этого музыкальный руководитель заранее, на консультациях с педагогами, обговаривает весь музыкальный материал, который будет использоваться с детьми на музыкальном занятии.

В нашем ДОУ одной из форм взаимодействия в период адаптации детей раннего возраста является проведение совместной досуговой деятельности с родителями, детьми и педагогами.

В начале года воспитатели проводят анкетирование родителей, одним из вопросов которого является вопрос о готовности участия в совместной досуговой деятельности.

Совместно с педагогами мы подготавливаем проведение музыкальной досуговой деятельности с родителями, которые активно участвуют и взаимодействуют с детьми. Материал досуговой деятельности основывается на сказках, которые адаптируются и посвящаются какому-либо празднику, например, «Курочка-ряба» к 8 марта, «Заюшкина избушка» к Новому Году.

Проведение первых утренников для малышей (как правило, это новогодний утренник)– один из трудных и важных моментов, т. к. дети порой эмоционально реагируют на присутствие родителей. Для уменьшения переживаний и снятия стресса у детей праздники начинаются совместно с родителями. Еще в группе все приветствуют друг друга, дети и родители вместе идут в музыкальный зал, под музыку вместе входят в зал, садятся рядом со своими малышами. При этом мамы не прячутся и не убегают, а сидят рядом, и малыши не испытывают никакого дискомфорта, а наоборот, очень активно проявляют себя, что по – нашему мнению, только усиливает успешную социализацию ребенка в ДОУ. Как показала практика, такая форма взаимодействия стала одной из эффективных для вовлечения детей и родителей в образовательное пространство ДОУ.

В заключение хотелось бы отметить, что тесное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов позволяет комплексно решать задачи музыкального воспитания детей раннего возраста.

Но самое главное, обеспечивает комфортную, здоровьесберегающую среду в период адаптации ребенка, социализации его в обществе взрослого и детей, благодаря чему ребенок становится готов к другим, более сложным для него задачам.

Публикации по теме:

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями группы раннего возраста Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями группы раннего возраста Цель. Способствовать созданию благоприятных.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 2 июня 2023 в 07:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыкального руководителя в успешной адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Стецко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД