Оксана Краснопольская
Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей
(СЛАЙД 2) Известный физиолог Марионилла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев (СЛАЙД 2)
Публикация «Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
(СЛАЙД 3) О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику (СЛАЙД 3)
(СЛАЙД 4) Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие речи, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти.
Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития. (СЛАЙД 4)
(СЛАЙД 5) Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина) (СЛАЙД 5)
(СЛАЙД 6) Все исследования дают нам право утверждать, что речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей мозга.
Таким образом, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики
Для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. (СЛАЙД 6)
(СЛАЙД 7) Тренировку пальцев нужно начинать уже с младенчества. Елена Анатольевна Екжанова разработала специальные упражнения для массажа рук младенца. Вот основные упражнения:
Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук 6-8 раз по каждой руке от периферии к центру.
Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев ребенка одновременно (без большого) 4-8 раз.
Спиралевидные движения пальцем взрослого по ладошке ребенка с внешней, внутренней стороны.
Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждого фаланга пальца ребенка, от периферии к центру.
Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка вперед, назад, в сторону и по кругу.
Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка от периферии к центру 5-6 раз. (СЛАЙД 7)
(СЛАЙД 8) В дальнейшем упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей:
- конструирование из кубиков; (СЛАЙД 8)
(СЛАЙД 9) - собирание различных пирамидок;
- сбор мозаики ;
- перекладывание бусин пинцетом ;
- “пальчиковый бассейн”;
- игры с прищепками;
-застегивание и расстегивание пуговиц;
- игры-шнуровки и др.
(СЛАЙД 16) Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Могут использоваться как упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый на себе все демонстрирует, например: “Пальчики здороваются”, “Слоненок”, и т. д., так и упражнения с речевым (часто стихотворным) сопровождением
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. (слайд 16).
(СЛАЙД 17) Большое внимание нужно уделять выкладыванию различных фигур:
- из счетных палочек ;
- из гороха и фасоли;
- из камешков.
Эта работа является профилактикой дисграфии, так как развивает пространственную ориентировку, ориентировку на листе бумаги (определение верха-низа, лева-права, помогает чувствовать строку, клетку (слайд 17).
Среди прочих приемов для запоминания букв, хорошо использовать изображение букв руками. Понятно то, что вызывает интерес, лучше запоминается. Поэтому изображение букв пальцами желательно сопровождать стихотворением. Таким образом, в игровой ситуации дети запоминают буквы, развивая мелкую моторику и мотивацию к обучению.
При выполнении этих упражнений нужно помнить два важных правила:
1 - пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
2 - после каждого упражнения нужно расслабить пальцы (например, потрясти кистями) .
(СЛАЙД 18) Книжки-раскраски, штриховки, трафареты очень помогают в приобретении навыков письма.
Нужно следить, чтобы во время раскрашивания или штриховки кисть двигалась в нужном направлении, а книга лежала неподвижно (слайд 18)
(СЛАЙД 19) Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
(СЛАЙД 20) Большое значение в развитии общей и мелкой моторики у ребенка имеет семейное воспитание, поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве: ребёнок, родитель, педагог.