эльмира асхадулина
Роль кризиса 7 лет в познавательном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ КРИЗИСА 7 ЛЕТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Асхадулина Эльмира Валерьевна
воспитатель; Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 «Ручеек»,
РФ, город Вятские Поляны
tatarin67@list.ru
THE ROLE OF THE CRISIS OF 7 YEARS IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF A CHILD
Askhadulina Elmira Valerevna
kindergarten teacher; Municipal state-owned preschool educational
institution kindergarten of compensating type №1 «Rucheek»
Публикация «Роль кризиса 7 лет в познавательном развитии ребенка» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
612960, Russia, Kirov region, Vyatskie Polyny.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются общие понятия о кризисе семи лет, связанный со сменой ведущей деятельности. Автор анализирует проблему возникновения кризисного периода и его новообразования, а также делает выводы о том, что данный кризисный период жизни ребенка способствует развитию познавательных процессов.
ABSTRACT
The article discusses the general concepts of the crisis of seven years associated with the change of the leading activity. The author analyzes the problem of the crisis period and its neoplasms, and also draws conclusions that this crisis period of a child’s life contributes to the development of cognitive processes.
Ключевые слова: кризис семи лет, учебная деятельность, младший школьный возраст, становление личности, кризисные периоды.
Keywords : crisis of seven years, educational activity, primary school age, personality formation, crisis periods.
Кризис семи лет как период развития социального «Я» весьма широко представлен в научной литературе, но определение взаимосвязи познавательного развития с новообразованиями кризиса остается недостаточно изученной. Российские исследователи, в качестве классических характеристик кризисного периода, определяли проявление симптомов, прежде всего в социально-психологическом плане, т. е самостоятельность ребёнка в проявлении кризиса, возникало как потребность в личном сознании, в связи с определением своего места в общественном мире. Это критический период в самореализации. Малыш начинает согласовывать свое поведение с установленными моральными нормами и правилами. Это сложный психологический этап в жизни ребенка, потому что он еще не может контролировать свои эмоции и чувства. Чувствует потребность в уважении. Маленькому человеку важно чувствовать себя личностью. Только удовлетворяя желания ребенка, можно построить доверительные теплые отношения.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что остается малоизученным следующее: какие характеристики кризиса являются конструктивными с точки зрения познавательного развития ребёнка с одной стороны, и как это отражается в индивидуальном развитии ребёнка, с другой.
Цель исследования - изучить природу кризисного периода для выявления определенных особенностей, с целью направленного воздействия на познавательное развитие ребёнка.
Задачи исследования:
- описать особенности новообразования в кризисный период;
- определить характерные кризисные признаки, направленные на познавательное развитие ребёнка.
Кризис семи лет связан, в первую очередь с новым этапом развития в своей жизни - поступлением в школу. Появляется чувство взрослости, ответственности. Ребёнок по-другому начинает взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, он начинает понимать, что у него теперь другие задачи: раньше он занимался игровой деятельностью, а теперь все изменилось и необходимо выполнять определенные задачи. Об этом говорил и Д. Б. Эльконин: «именно потому, что учебная деятельность общественна по содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, общественна по смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой, общественна по форме осуществления (она реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами, она - ведущая в младшем школьном возрасте, т. е. в период ее формирования» [3, с. 343].
Перемена типа деятельности, ставит возможным проявление возросшей самостоятельности ребёнка, он приобретает новое для себя положение, новый статус. На смену приходит права и обязанности ребёнка как в школе, так и вне её. Главный конфликт этого переходного периода в том, что ребёнок считает себя взрослым, но он еще недостаточно готов к этому в психологическом и социальном плане.
Признаки кризиса семи лет :
1). Наигранность поведения. Ребёнок пытается обратить на себя внимание подобным поведением и показать взрослым, что он еще в периоде детства. Согласно Л. В. Выготскому, «утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку» [1, с. 377].
2). Неусидчивость, повышенная утомляемость. В связи с непривычной ролью ученика, у ребёнка иногда снижается концентрация внимания и возникает желание играть.
3). Негативизм - поведенческая форма протеста и может проявляться в хамстве, грубости или замкнутости.
Многие ученые, при анализе кризисного периода семи лет, выделяют в основном психолого-социальную и коммуникативную сторону вопроса. Таким образом, конструктивная характеристика кризиса с точки зрения познавательного развития ребёнка остается малоизученной.
Познавательное развитие - это принципиальное условие развития личности ребёнка и в этот период, основным видом деятельности, становится учеба. Игровая деятельность, на предыдущем этапе развития дошкольника, дала огромный толчок для развития познавательных навыков ребенка :
1). Восприятие в этом возрасте ориентировано на эталоны формы, цвета, времени. Ребёнок чётко различает предметы (объекты) и выявлять их свойства.
2). Внимание. Ребёнок уже способен концентрироваться на определенном предмете и произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия.
3). Память активно развивается, повышается интеллект. С помощью памяти происходит учебный процесс, ребёнок учится запоминать и группировать школьный материал.
4) Воображение становится активным, словесная речь дает простор фантазиям.
5) Мышление в этом возрасте становится доминирующей функцией, происходит переход к словесно-логическому мышлению. В процессе обучения развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, синтез и пр.
6). Речь. Школьник изучает родную речь, совершенствует навыки письма, что благотворно сказывается на увеличении словарного запаса и развитии речи.
Познавательное развитие ребёнка напрямую связано с кризисным периодом семи лет. Благодаря этому, появляется потребность в развитии всех качеств : эмоциональных, социальных, коммуникативных, волевых, когнитивных и пр. Без этого периода не произошло бы личностных новообразований и изменений в психике, которые необходимы для качественной учебы и развития личности ребёнка.
Таким образом, кризис семи лет в возрастной психологии – это переломный период для формирования у ребёнка качеств, необходимых для успешного обучения. Его личность преобразуется, меняется самосознание и восприятие мира. Общение со взрослыми и сверстниками выходит на другой - деловой уровень, развиваются процессы : память, внимание, мышление, воображение.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М: Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т. 1. М. : Педагогика, 1983. - 392 с.
3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М: Академия, 2007. - 384 с.