Полина Аргунова
Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аргунова Полина Николаевна argunovapoli@yandex.ru
Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль изобразительной деятельности в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, раскрываются особенности организации кружковой деятельности по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционными видами техники.
Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, способности, изобразительная деятельность, творчество.
Особую значимость в условиях ФГОС дошкольного образования приобретает развитие творческой личности. В современном мире нужны люди, умеющие нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из ситуации и принимать решения, поэтому развитие творческой активности является ведущей целью образования и воспитания детей.
В исследованиях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. С Выготского и др. показывают, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития творческой активности детей, способствующей самовыражению и самоутверждению личности ребенка. В этом возрасте зарождается возможность идти от мысли к ситуации, воспитанники с удовольствием осваивают новые материалы, технику, готовы к экспериментам, творческой деятельности [2].
Среди разнообразия средств развития детского творчества В. Б. Косминская выделила изобразительную деятельность, которая в силу своей наглядности и конкретности оказывает на детей большое влияние, обогащает представление об окружающем мире, дает возможность познакомить с новыми технологиями, развивает творческую инициативу. По мнению Б. М. Теплова, творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога, творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы [6].
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 2 «Сказка» Хангаласского района г. Покровск. Участие приняло 18 детей старшего дошкольного возраста, 9 из которых вошли в контрольную группу, 9 в экспериментальную группу.
В целях выявления уровня развития творческих способностей, мы применили тесты и методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, В. Кудрявцевым, В. Синельниковым. «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс). Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как точность, оригинальность, воображение. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет. Тестом предусматривается выполнение таких заданий, как завершение начатой картинки, конструирование картин, использование параллельных линий, кругов для составления изображения [7]. «Дорисовывание» (Автор Э. П. Торренс). Для исследования образной креативности. Он позволяет изучить праметры творческого мышления. «Солнце в комнате» (автор. В. Синельников) Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия [4]. «Как спасти Зайку» (автор В. Кудрявцев)
Анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять творческие работы и отдают предпочтение изобразительной деятельности. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого. Оказалось, что исходный уровень творческих способностей у детей в контрольной и экспериментальной группах, уровень почти одинаковый, разница составляет 7,3% в среднем и 3,4 в ниже средних уровнях.
Все это говорит о том, что в своей работе, мы должны больше внимания уделить творческим видам деятельности, создать атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в различных видах по изо-деятельности, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов способствуют развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.
В целях развития творческих способностей мы организовали кружок по изобразительной деятельности «Акварельки» в условиях МБДОУ «детский сад №2 «Сказка» с детьми старшего дошкольного возраста, с комплексом мероприятий по ознакомлению и обучению различным техникам рисования, который способствует: - развитию мелкой моторики рук; - развитию творческих способностей, воображению и полету фантазий; - развитию у детей уверенности в своих силах; - умение свободно выражать свой замысел; - умение работать с разнообразными материалами; - побуждению к творческим поискам и решениям; - получению во время работы эстетического удовольствия; - развитию уверенности в своих творческих возможностях через использование различных изобразительных техник;
- формированию эмоционально – положительного отношения к самому процессу изобразительной деятельности.
По результатам формирующего этапа, нами был проведен контрольный срез, где получили следующие данные по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях по кружковой деятельности в экспериментальной группе, где прослеживается положительная динамика роста развития творческих способностей.
Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования комплекса мероприятий для развития творческих способностей в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что применение данного комплекса занятий по кружковой деятельности, способствуют эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.
Ссылки на источники:
1. Березина В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. –СПб. : Издательство Буковского, 2012. -58 с.
2. Выготский, Л. С Творчество в дошкольном возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2010. – 92 с.
3. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская, Е. И. Васильев :М. «Просвещение» - 1985г
4. Кудрявцев, В. Т. Ребенок – дошкольник : новый подход к диагностике творческих способностей / В. Т. Кудрявцев, В. Л. Синельников В., Дошкольное воспитание. -2016.- № 9. – С. 52-59,-№10. –С. 62-69.
5. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические //Дошкольное воспитание. 2009. №10
6. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М. ,2014.- 51 с.
7. Торренс Е. П. Психологическая диагностика. - 2006. -№1.- С. 37-42.