Кристина Калмыкова
Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной
просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Раннее дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Публикация «Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В современный период гуманизации системы образования ведется поиск активных форм, методов, технологий экологического образования дошкольников. Большим потенциалом обладает игра, которая выполняет мотивационно-стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции. Игра — многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы.
Игра — ведущий вид деятельности детей раннего дошкольного возраста, характеризирующийся ассимиляцией ребенком окружающей действительности. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. В процессе игры у детей раннего возраста формируются основы гуманного отношения к окружающему миру. В данном конкретном возрасте, на начальном этапе мы знакомим детей с дикими и домашними животными, их средой обитания, явлениями живой и неживой природы, бережному к ней отношению, т. е. закладываем необходимый базис для дальнейшего экологического воспитания подрастающего поколения. Ребенок по натуре очень любознателен и игра позволяет удовлетворить его потребность в познании, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Цели экологической игры : расширить экологические познания; познавательную деятельность детей; развить навыки заботливого отношения к объектам природы; воспитать бережное отношение к природе.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.
Существуют различные подходы к классификации игр. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные; по длительности — на игры-миниатюры (3—5 мин., игры-эпизоды (5—10 мин., игры -занятия (20—35 мин.); по степени сложности выполнения действий — на элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; кроме того, игры подразделяются на игры с готовым содержанием и правилами и творческие.
Классификация игр:
1. Игры с правилами :
1.1 народные игры
1.2 дидактические игры :
1.2.1 настольно-печатные
1.2.2 словесные
1.2.3 предметно-манипулятивные
1.3 подвижные игры
2. Творческие игры
2.1 сюжетно-ролевые
2.2 строительные
Игры с правилами.
Среди игр с правилами следует особо выделить народные, передающиеся из поколения в поколение. Народным русским играм присуща простота, общедоступность, гармоничность сочетания самобытного, национального начала с элементами культур других народов. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки».
С помощью дидактических игр воспитатель уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся представления детей раннего возраста о предметах и явлениях природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют умению играть вместе.
Предметно-манипулятивные игры проводятся с использованием различных предметов природы — листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т. д. («Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений», «Экологический тир» и др.). Данные игры ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и технологиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование экологических представлений детей о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять экологическое состояние объектов природы, группировать объекты по экологическим признакам. Такие игры развивают сенсорику, имеют познавательный интерес.
Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое может предварять восприятие картинки либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ, что требует быстрой реакции и мобилизации знаний.
Словесные игры — это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.
Следующим видом игр с правилами являются подвижные игры экологического содержания («Волки и овцы», «Комары и лягушки», "Дождик и солнышко" и др., они носят имитационный характер. Такие игры учат детей видеть экологические аспекты взаимоотношений в природе. Выполняя активные двигательные игровые действия в соответствии с содержанием игры, дети знакомятся с экологическими связями и отношениями в природе, экологическими ролями, защитными приспособлениями растений и животных, учатся понимать и действовать в различных экологических ситуациях.
Творческие игры.
Подобные игры с экологическим содержанием имеют большое значение для развития детей. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий, наблюдений, чтения литературы. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.
Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Кукла моется», «В гостях у лесных жителей» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Приключения капельки», "Песчинки и ветер", «Маскировка» и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. При организации наблюдений создаются игровые ситуации, когда дети представляют себя детективами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и т. п.).
Одним из видов ролевых игр, интересных для детей дошкольного возраста, являются театрализованные игры, основанные на литературных произведениях. Эти своеобразные спектакли привлекают ребят возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку. Подчеркнем, что речь не идет о больших спектаклях, здесь имеются в виду мини-спектакли.
Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких-либо предметов (моделей). В раннем возрасте детям еще требуется помощь взрослых в строительно-конструктивных играх. В подобных играх дети знакомятся со свойствами материалов естественного и искусственного происхождения, учатся видеть целостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой. Из снега, глины, песка, пластилина дети могут создавать модели природных объектов; из камешков, опавших веточек, листьев, кусочков коры и другого природного материала — модели различных природных сообществ (море, водоем, лес, парк, огород и пр., другие поделки.
Литература :
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. 1995. № 7.
4. Горошкова Л. Игры с песком и водой // Дошкольное воспитание. 1989. № 6.
5. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
6. Кирикэ Г. Ребенок и природа // Дошкольное воспитание. 1993. № 7.
7. Мир природы и ребенок / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб., 1998.
8. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 1996.
9. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание. 1991. № 8.