Ольга Шестакова Тарасова
Роль игры в процессе речевого развития ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - основа человеческого разума, венец творения природы. Речевая функция при этом так же, как и другие высшие психические функции, не дана человеку изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного развития. Этот путь не прямая линия, причем у каждого человека он индивидуален и неравномерен. На него влияют и уровень соматогенного здоровья, сформированности головного мозга, слуха, речедвигательного аппарата речевая среда,условия для сенсорного и психического развития чувственного познания мира.
Публикация «Роль игры в процессе речевого развития ребенка,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В какой то момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора фонематических процессов, фонематики, лексики, грамматики, связной речи. При этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. В определенный период все эти процессы синхронизируется,чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способной адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку современное общество.
Формирование правильной речи у детей – это сложный и длительный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной, иметь достаточный объем словаря, умело и полно оперировать им. Не секрет, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, усложняется тяжесть этих отклонений. Современные дети живут в мощном информационном поле, одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие.
Свой отпечаток накладывает и экология, соматическое здоровье наших детей, к сожалению, желает лучшего. Происходят изменения и в плане психического здоровья дошкольников. Мы можем наблюдать, как меняются их взгляды на мир, отношения с окружающими. И, кажется, способность детей сознавать и контролировать свою деятельность свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоционально-волевая сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети все меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других и язык эмоций, как специфический компонент речевой коммуникации теряет свою яркость.
Вот здесь то и актуально поднять вопрос о роли игры в развитии речи. Ведь игру называют спутником детства, она также как и речь не возникает стихийно, а развивается под руководством взрослого и совместной деятельности с ним. В игре ребенок двигается, говорит, думает, активизируются все речевые процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Многие педагоги, логопеды, дефектологи, психологи высоко оценивают роль игры для детей в развитии речи.
Условно можно разделить все игры на 2 группы :
Сюжетно-ролевые, творческие игры :
- игры на бытовые темы, с производственной тематикой;
- театрализованные игры, игры-забавы и развлечения.
Игры с правилами :
- дидактические игры (игры с игрушками, предметами, словесные, настольные);
- подвижные игры (сюжетные и бессюжетные игры, с элементами спортивных игр).
Все эти игры таят в себе большие возможности речевого общения, формируют у ребят определенный объем словаря, развивают и активизируют его, развивают фонетико - фонематическое восприятие, помогают в игровой форме решать умственные задачи, развивая при этом лексико-грамматический строй речи, словотворчество, связную речь.
Требования к выпускникам ДОУ по уровню связной речи с каждым годом возрастает.
Ребенок должен не только иметь достаточный объем словаря, но и уметь правильно говорить, рассуждать, логически и доказательно высказываться. Очевидной становиться необходимость обновления традиционных методов речевого развития, как по форме, так и по содержанию.
Для повышения эффективности развития речи с детьми дошкольного возраста предлагаем Вашему вниманию инновационные творческие новинки и разработки, применяемые и уже оцененные в работе с детьми, имеющими нарушение слуха и речи.
Работа над звукопроизношением и фонематическим восприятием кропотлива и продолжительна.
Как показывает практический опыт, в веселых и занимательных играх поставленные у детей звуки закрепляются быстрее, а скучные упражнения превращаются в увлекательные задания. Поэтому необходимо иметь в своем арсенале несколько ярких дидактических игр, разнообразных пособий для развития мимической мускулатуры артикуляционного аппарата, для формирования правильного дыхания, ритмического восприятия и интонационной выразительности речи
Дидактическая игра «Солнышко».
Цель: создание игровой мотивации, показ точных движений органов артикуляционного аппарата.
Дидактическая игра «Веселые истории».
Цель: формирование ритмического восприятия слогов, развитие интонационной выразительности, правильного членения фразы.
Дидактическая игра «Звуковая дорожка».
Цель: закрепление правильного произнесения изолированного звука, составление слогов, автоматизация звуков в слогах.
Работа по формированию лексико-грамматического строя речи требует большой, планомерной работы по накоплению и активизации словаря.
У детей с нарушениями в развитии, как правило, наблюдаются затруднения в использовании предлогов, часты ошибки в согласовании числа, рода. Поэтому так незаменимы в повседневной практике игры с речевыми закличками : «Слушай, не зевай – нужную картинку (предмет) выбирай», «Я назову, ты повтори – нужную картинку (предмет) принеси», «Где предмет (картинка) - мы не скажем, а на карточке покажем».
Дидактическая игра «Кубигород».
Цель: закрепление артикуляционных упражнений, характерных свойств предметов, классификации словаря, обучение звуковому анализу и чтению, формирование пространственно-временных представлений.
Самый широкий и разнообразный спектр игр в развитии связной речи. Эффективны и дидактические, и подвижные, и сюжетно-ролевые, театрализованные игры и игры-драматизации.
Тексты закличек, чистоговорок, потешек удобнее напечатать на карточках.
«Кто мы – мы не скажем, а кто мы – мы покажем»;
«Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем.
Цель: составление и распространение предложений,
развитие мимики, жестов, движения.
Дидактическая игра «Загадалки».
Цель: составление описательного рассказа.
А результатами нашей работы по коррекции и развитию речи детей с нарушением слуха можно назвать положительную динамику речевого развития всех детей коррекционной группы, наши выпускники успешно обучаются в массовых школах города. В утренниках и развлечениях ребята не уступают по речевой активности детям из массовых групп. Они – заметные участники фестиваля детского словотворчества «Родное слово», проекта «Деревья Добрых Дел». Дети из массовых групп, чаще младшего возраста, частые зрители миниконцертов детей коррекционной группы. Но самые яркие театрализованные игры и детские выступления, конечно, для родителей.
Игра и речь - неотъемлемые содержательные и отлично дополняющие друг друга составляющие детского бытия. Поэтому играйте с детьми с активным речевым сопровождением, развивайте речь в игровой форме. Прежде всего, заинтересуйте игрой, а после уступайте ему инициативу. При этом необходимо помнить, как важно присутствие взрослого и его внимание к детским успехам.