Елена Сабурова
Роль игры в использовании дошкольниками лексических средств языка.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в использовании дошкольниками лексических средств языка.
Дети узнают, играя в слова, как интересно устроен язык. В нём есть слова – близнецы (синонимы, слова как бы «наоборот» (антонимы) работа с лексическими средствами предполагает анализ синтез словосочетаний и предположений наблюдения за звуковым составом слов.
Публикация «Роль игры в использовании дошкольниками лексических средств языка,» размещена в разделах
Игры помогают обучению дошкольников умелому использованию лексических средств языка. На этом этапе предаётся значение организации общения детей. Входе сюжетно-ролевой игры, спектакля или просто диалога дети учатся правильно употреблять слова, точно использовать по значению, грамотно строить фразы, связное высказывание, учатся культуре общения.
Игра «Посмотри и отбери картинку».
Цель: сформировать у детей знания малознакомых предметов.
Материал: набор картинок, с изображением предметов, встречающихся в обиходе часто (помидор, кукла, кровать, ложка, хлеб, носки, машин, кошка, собака) и сравнительно редко (улей, рукав, водопад, клумба, памятник, фонтан)
Ход игры : ребёнку предлагается найти картинку с неизвестным ему изображением. Затем взрослый отбирает картинки с изображениями малознакомых предметов и предлагает назвать их.
Игра «Где это бывает?»
Цель: сформировать умения детей, подбирать существительное по описанию предмета без опоры без изображения
Материал: предложения: Где читают или обменивают книги? Где смотрят спектакли? Где живёт живёт скворец? Где зимой спит медведь? Где работает повар?
Ход игры : ребёнку задаются вопросы, он должен ответить на них
Игра «Наоборот» (исследования словаря прилагательных)
Цель: научить детей подбирать антонимы к прилагательным
Материал: предметные картинки с изображениями двух различных предметов: сахар и лимон, большой и маленький мяч, белая и чёрная собака, кресло и стул, многоэтажный дом и маленький домик, широкое и узкое полотенце, толстая и тонкая книга, длинная и короткая лента.
Ход игры : ребёнку поочерёдно предъявлялись картинки и предлагалось подобрать слова – прилагательные противоположные по значению. Педагог начинает предложение, а ребёнок его заканчивает «Посмотри, это собака белая, а это чёрная собака. А теперь ты скажи: сахар сладкий а лимон. какой? Аналогично с другими картинками.
Игра «Скажи иначе»
Цель: научить детей подбирать синонимы прилагательным.
Материал: слова: теплый, медленный, высокий, весёлый, плохой, смелый, хороший, большой.
Ход игры : ребёнку предлагается придумать слова – синонимы приводится пример («ты знаешь, у каждого слова есть свои «приятели», например, к слову «ласковый» можно подобрать следующие слова - приятели- нежный, добрый, заботливый, приятный. Давай с тобой подберём такие слова».
Игра: «Выбери с большой правильно».
Цель: сформировать умение группировать семантические близкие прилагательные
Материал: серия из трё х слов: короткий, длинный, маленький; высокий, маленький, низкий; большой, круглый, овальный; тяжёлый, длинный, лёгкий; большой, низкий, маленький; кислый, вкусный, сладкий; толстый, тяжёлый, тонкий.
Ход игры : медленно проговаривается три прилагательных и предлагается выбрать лишнее из них, при необходимости слова повторяются.
Игра: «Цвет и форма» (исследование качественных прилагательных.)
Цель: изучить с детьми геометрические формы и основные цвета.
Материалы: предметные картинки с изображениями разных геометрических слов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, разных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой).
Ход игры : Детям раздаются карточки с изображениями предметов, похожих на геометрические фигуры. Ведущий показывает карты с одной из геометрических фигур определённого цвета. Ребёнок должен найти на своих карточках тот предмет, который похож на данную геометрическую фигуру, назвать её и её цвет.
Игра «Черты характера»
Цель: научить детей подбирать слова-описания (прилагательные)
Материал: предметные картинки с изображениями животных – заяц, осёл, лиса, лев, волк, кошка.
Ход игры : Ребёнок берёт карточки и называет, какие основные «черты характера» у этих животных: волк-злой, заяц- трусливый….
Игра «Исправьте ошибку Незнайки» (исследование глагольного словаря)
Цель: Научить детей подбирать слова-действия (глаголы).
Материал: картинки на словосочетания: «самолёт летит, лошадь скачет, дятел долбит, девочка моет посуду, мальчик умывается, мальчик рисует, молния сверкает, солнце светит, рыба плавает, дождь льёт, капля капает, часы идут, птицы летают, человек ходит, змея ползает, кузнечик прыгает».
Ход игры : Незнайка произносит словосочетания, подбирая слова неправильно. Ребёнок исправляет ошибку, подбирая слова правильно (с точки зрения ребёнка).
Игра «В мире животных»
Цель: научить детей подбирать слова-действия для животных.
Материал: предметные картинки с изображениями животных, птиц и насекомых (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волк, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук).
Ход игры : На столе лежат предметные картинки с изображениями вниз. Ребёнок берёт любую карточку и называет действия животных в соответствии с инструкцией, например, корова – мычит, лошадь – ржёт…
При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.