Елена Годяева
Роль игры в адаптационный период у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в адаптационный период у детей раннего дошкольного возраста
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Одним из важнейших условий, которое помогает ребёнку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.
Публикация «Роль игры в адаптационный период у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Это позволяет реализовать цель с детьми в адаптационный период : обеспечить каждому ребёнку физический и психологический комфорт в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации.
Исходя из поставленной цели, решаем ряд следующих задач:
формировать единый детско-взрослый коллектив на основе доверительных взаимоотношений на телесно-игровом и предметно-игровом уровне; учить ориентироваться в игровом помещении пространства группы, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами; воспитывать чувства симпатии и интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
Для решения поставленной цели и задач, при организации игровой деятельности детей обращаю внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделённым вниманием, по длительности подбираю игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности (коммуникативную, двигательную, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную). Разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребёнка к ДОУ.
Наибольший страх ребёнок испытывает в момент утреннего расставания с родителями (мамой или папой). Для того, чтобы сгладить эту ситуацию, мы используем приём театрализованной игры : детей каждый день встречает герой какой – либо сказки (знакомой, или наоборот новой с которой мы в течение дня познакомимся). От лица героя я вступаю в диалог с ребёнком, вовлекая его в совместную деятельность, таким образом, помогаю малышу преодолеть эмоциональный барьер. После того, как ребёнок вместе с героем попадает в групповое помещение, немаловажным является то, чтобы его внимание могло переключиться на какой – либо объект, и, конечно в этом помогает предметно – развивающая среда группы, созданная с учётом принципов открытости и доступности.
Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребёнком внутренне обусловлен теми же эмоциями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, строительные игры развивают творческие и умственные способности ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание: «Построим гараж», «Домик для зайчика», «Загончик для домашних животных». Для того, чтобы дети быстрее привыкли к групповому помещению и начали лучше в нём ориентироваться организовываем игры и игровые ситуации такие как: «Путешествие с Ёжиком по нашей группе», «Найди предмет и принеси», «Игрушки пошли домой»…
Наши воспитанники эмоциональны и впечатлительны, им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому в работе с детьми используем хороводные, подвижные типа «догонялки» игры. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В этих играх они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.
В адаптационный период подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолёты», «Поскачем, как зайчики», «Попрыгаем как лягушки»… надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот приём привлекает, отвлекает от переживаний. Играем с детьми в подвижные игры : «Медведь и зайцы», «Зайка серый умывается», «Кот и воробушки», «Ловкий шофёр», «Лиса и зайцы», «Воробушки в гнёздышках».
Использование игр разной классификации, помогли детям легче пройти период адаптации к детскому саду. Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно – образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Вывешивали фото-газеты, где были запечатлены дети в различных игровых ситуациях, проводились индивидуальные беседы.
Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 80% детей наблюдалась лёгкая степень адаптации и у 20% средняя степень адаптации.