Марина Корыстина
Роль игры в адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Период младенчества прекрасен и эмоционален для малыша, но время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Публикация «Роль игры в адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новое для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебание разных факторов внешней среды.
А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья ребенка целесообразно в адаптационный период использовать различные игры.
Так как игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Здесь представлены наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей.
1. Сюжетно-ролевая игра.
В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья»
2. Подвижные игры.
Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.
3. Дидактические игры.
Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».
4. Настольно-печатные игры.
Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Игры для закрепления цвета», «Игры сенсорного развития».
5. Театрализованные игры.
Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. «Веселый Петрушка».
6. Пальчиковые игры.
дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
7. Игры с водой и песком.
Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.
Все эти игры мы использовали в своем групповом проекте по адаптации детей к детскому саду : «Легкое перышко». Целью нашего авторского проекта было помочь детям безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.
А задачи стояли следующие:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
И как раз использование игр разной классификации, помогли детям раннего возраста легче пройти период адаптации к детскому саду.
В проект мы включили работы с детьми, которую распланировали на весь учебный год. В проект вошли:
• пальчиковые игры (Семья; пальчик, мальчик; сороконожка,
• Сказкатерапия (почитай мне сказку,
• Музыкатерапия (детские песенки,
• Сенсорные игры (кубики, мозаика, пирамидки)
• Телесная терапия (обними меня, ладонь в ладонь)
• Игры со строительным материалом (конструктор Лего, большой деревянный конструктор,
• Театрализованные игры.
• Игры с водой и песком
Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно – образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Вывешивали фото - газеты, где были запечатлены дети в различных игровых ситуациях. Так же показывали различные слайды и проводились индивидуальные беседы.
Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 81% детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19% средняя степень адаптации. Так же и среди родителей наблюдалась повышенная активность в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей. (например родителям очень понравились игры с водой и песком, для этого они приобрели в группу столик для экспериментирования).
Из всего этого можно сделать вывод, что все эти игры несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и их родителей.