Марина Корыстина
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Легкое перышко»
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова Е. В. воспитатель
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
Публикация «Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
в результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Лёгкое пёрышко»
Цель проекта – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображение;
-развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей
План мероприятий реализации проекта с детьми
месяцы 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
сентябрь - игры: «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь»
-сказкотерапия
«Я люблю сказки»
- беседа о группе
«Вместе весело шагать»
- телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковая ига «Сороконожка»
«Мыльные пузыри»
- музыкатерапия
«Вот как мы умеем»
- телесная терапия «Обними меня»
- пальчиковые игры «Семья»
- сказкатерапия
«Я люблю сказки»
-театрализованные игры «Колобок»
- телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»
«Музыканты»
- упражнения на дыхание
«Греем ручки»
- телесная терапия «Обними меня»
октябрь - театрализован игры «Веселый петрушка»
- сказка терапия
«Почитай мне сказку»
- упражнения на дыхание
«Рубим дрова»
-телесная терапия.
«Обними меня» - пальчиковые игры «У меня игрушки есть» «Сомни платочек» «Чебурашка»
-музыкатерапия
- телесная терапия «Обними меня» - игры
«Матрешка» «Котята»
- сказка терапия
«Почитай мне сказку»
- телесная терапия «Обними меня» - пальчиковая игры
«Дружная семейка» «Собери пирамидку»
- Музыка терапия
«Чебурашка»
- телесная терапия «Обними меня»
ноябрь -пальчиковая игра «Наши пальчики устали»
- сказка терапия
«Я люблю сказки»
- рисуем пальцем «Дождик»
- телесная терапия «Обними меня» - рисуем пальцем «Котенок»
- игры с водой «Переливание»
- музыка терапия «Антошка»
- телесная терапия «Обними меня» - игры
«Непослушные мышата» «Солнце и дождик»
- сказка терапия
«Почитай мне сказку»
- телесная терапия «Обними меня» - пальчиковый игры «Зайка серенький сидит.» «Пальчики» пальчиковая игра
- музыкатерапия «Антошка»
- телесная терапия «Обними меня»
декабрь - пальчиковая игра «Зайки, зайки – молодцы»
- игра с водой. «Мельница»
- музыкатерапия
«В лесу родилась ёлочка» - сказкатерапия.
Р. Н. С. «Колобок» - упражнения на дыхания
«Каша кипит»
- игры «Поиграем в кубики», «Мячик»
- сказка терапия «Курочка ряба» - пальчиковые игры «Веер» «Полянка настроения»
- музыкатерапия
«В лесу родилась елочка»
- сказкатерапия
«Заюшкина избушка» - упражнение на дыхание «Часики идут»
- пальчиковые игры «Колючий ёж», «Идет Коза рогатая»
-театрализация
«Репка»
январь - игра «Носик»
- игра с водой «Паровозик»
- сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра
«Сорока – белобока»
- игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
- сказка терапия
«Я люблю сказку
- упражнение на дыхание.
«Веселый паровозик в пути»
-игра с водой «Наливаем, выливаем»
- сказка терапия
«Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Раз, два, три.»
- игра на дыхание «Носик»
-сказкатерапия. «Я люблю сказку»
февраль - подвижная игра
«Зайка»
- игра на дыхание «Носик»
- рисуем пальцами «Снег»
- Игры со строительным материалом -подвижная игра «Мячики»
- пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
- игры со строительным материалом.
- чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки» - подвижная игра «Зайка»
- пальчиковая игра «Мы играем на рояле»
- игры с конструктором «Лего»
- сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей».
- упражнение на дыхание.
«Звонкий петушок»
- игры с конструктором «Лего»
- чтение художественной литературы
А. Барто «Игрушки»
март -игра на дыхание «Лёгкое пёрышко»
игра с водой.
- «Наливаем, переливаем
- упражнение на дыхание. «Раздуваем костер»
- сказкатерапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра. «Сомни платочек»
- игры «Чудесный мешочек», игры с камушками.
- сказкатерапия
«Я люблю сказку» - игра
«Кукольный театр»
- игра с водой «Кораблик»
- пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»
- сказка терапия. «Почитай мне сказку» - пальчиковая игра «Коза»
- упражнения на дыхание.
«Часики идут»
- игра
«Чудесный мешочек»
- сказка терапия. «Я люблю сказку»
апрель -пальчиковая игра «Дружная семейка»
-театрализованная деятельность
«Кукольный театр»
-игры «Мячики»
- сказка терапия.
«Почитай мне сказку» -Игры с ракушками в уголке экспериментирования
-Игры на дыхание «Рубим дрова»
игры со строительным материалом.
-сказка терапия.
«Я люблю сказку» -Игры «Собери картинку из четырех частей»
-Игры с конструктором «Лего»
-пальчиковая игра. «Пальчики» -сказка терапия. «Почитай мне сказку» - Игра
«Колючий ёж».
- «Кукольный театр» самостоятельная игра с деревянным театром.
- игры с водой.
«Плывет, тонет»
-сказка терапия. «Я люблю сказку»
май -Игра «Собери пирамидку»
- упражнение на дыхания.
«Веселый паровозик в пути»
- Игра в уголке экспериментирования
- сказка терапия. «Почитай мне сказку» - игра «Собери картинку из четырех частей»
- пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
- Игра со строительным материалом.
- сказка терапия. «Я люблю сказку». -пальчиковая игры «Мячики», «Веер»
- Игра с конструктором «Лего»
- сказка терапия. «Почитай мне сказку» -Игры «Носик»
«Дождик, дождик веселей.»
-упражнения на дыхание.
«Вырасти большой»
- сказка терапия. «Я люблю сказку»
Работа с родителями в период адаптации детей направлена на :
- оказание консультативной помощи по вопросам адаптации, воспитания детей раннего возраста
- решение проблем адаптационного характера
- создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
Она включает в себя следующие задачи:
- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;
- подготовить ребенка к посещению детского сада.
Мероприятия:
-родительские собрания;
-анкетирования;
-консультации;
-индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;
-демонстрация промежуточных результатов на слайдах, видео фильмах
И предполагает результат: безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
Результаты работы по проекту :
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается, повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей 80-87% родителей принимают активное участие в родительских собраниях.
Собраны материалы родительских собраний (фото альбомы «Я и моя семья»; «Наши успехи»; анкеты); консультации, памятки, буклеты для родителей.
Анализируя листы адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу : у 81 % детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19 % средняя степень адаптации.