Краснова Елена Станиславовна
Роль игры в формировании психологической готовности к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения в школе волнующий и сложный этап в жизни каждого ребёнка и его родителей. Общество и родители хотят, чтобы ребёнок был готов к школе, то есть имел определённый запас знаний и умений, для успешного усвоения школьной программы. Но, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные навыки, в виде умения читать, писать, считать, а определённую готовность ребёнка всему этому научиться.
Публикация «Роль игры в формировании психологической готовности к школе» размещена в разделах
«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Вегенер).
Как же правильно готовить ребёнка в школе? Самый естественный путь это организация деятельности в виде игры. Игра является основной деятельностью дошкольника. Но необходимо помнить, что игра не организуется только ради неё самой. В игре идёт подготовка ребёнка к более сложной деятельности – к учению. И именно в игре ребёнок учится устанавливать различные формы отношений с окружающими, что в дальнейшем способствует успешной социализации первоклассника.
К сожалению, игра не всегда воспринимается взрослыми – как ценность. Многие считают, что игра это развлечение для самых маленьких. Поэтому очень часто воспитатели организуют деятельность детей по подготовке к школе в форме занятий похожих на школьные уроки. А в итоге при такой организации обучения ребёнок выполняет задания под давлением со стороны взрослых, и как следствие это деятельность ему не интересна, знания не усваиваются. И поэтому многие дети приходят в школу неподготовленными к школе, имеют лишь фрагментарные знания, которые они не могут воспроизвести в целую картину представлений.
Мы взрослые, забываем, что игра для дошкольника, это и есть его «маленькая» жизнь. «Если встречается негативное отношение ребёнка к учению, необходимо сначала соединить его с игрой (Михайленко Н. Я., 2001г)»
Если ребёнок не умеет играть, то с самого начала школьного обучения он начинает испытывать трудности. Самое естественное обучение ребёнка возможно только в игре. Наблюдение за развитием детей подтверждают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы. Л. С. Выготский отмечал, что с переходом в школу игра, не только не исчезает, но, наоборот она пропитывает собой всю деятельность ученика.
И именно, благодаря, игре поведение ребёнка, его внимание, память становятся произвольными, это подтверждается и исследованиями учёных.
В. С. Мухина отмечает «Игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребёнка, упражняют ум и развивают его, как личность»
Блестящий исследователь игры Д. Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.
Необходимо также отметить важное значение игры для развития мотивационно - потребностной сферы ребёнка. Например, любимая в детстве игра «Школа», помогает ребёнку не только примерить на себя роль ученика, но помогает понять мотивы поведения настоящего учителя. Данная игра способствует лучшей социальной адаптации ребёнка к школе.
Таким образом, можно сказать, что именно игра является средством формирования психологической готовности детей к школьному обучению, развивая у них все необходимые качества для школьной жизни. Все виды игр имеют положительное влияние как на развитие интеллектуальной сферы ребёнка и произвольного поведения ребёнка.
В заключении, хочу сказать родителям и воспитателям - играйте с детьми в различные игры, дарите минуты радости общения себе и детям, и тогда они научатся быть успешными людьми и в учении, и в жизни.