Ирина Кривая
Роль игры и знакомство дошкольников с широким миром современных профессий
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры и знакомство дошкольников с широким миром современных профессий
Советский и российский психолог, публицист; доктор психологических наук, академик, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова – Александр Григорьевич Асмолов говорит о том, «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.»
Публикация «Роль игры и знакомство дошкольников с широким миром современных профессий» размещена в разделах
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, общение с взрослыми и чтение художественной литературы узнают о разных профессиях. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.
В младшем возрасте продолжается развитие игр, связанных с бытовым трудом людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы - заместители вместо недостающих атрибутов. Развивая у дошкольников интерес к деятельности взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.
Детей старшего возраста больше привлекает труд людей, работающих за пределами детского сада. Они воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В выпускной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда:
• какую пользу приносят родители своим трудом?
• для чего все люди работают?
Дети седьмого года жизни продолжают представлять в игре работу членов семьи, уклад жизни, деятельность людей. Расширяются и углубляются понятия о различных специальностях: пилоты управляют самолётами, но также имеются механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы.
Обобщаются понятия о взаимосвязи работы людей, работающих на одном и том же предприятии (например, дизайнер, закройщик, швея трудятся в ателье; сантехник, каменщик, плиточник – на стройке). Дети начинают самостоятельно создавать игровую обстановку, определяют тему игры. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль.
В старшем дошкольном возрасте вводятся игры, отображающие инновационные общественно – финансовые взаимоотношения и новейшие специальности, сопряжённые с компонентами рыночной экономики.
Огромную значимость в профессиональном самоопределении имеют первоначальные трудовые действия - осуществление простых операций по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Данные действия содействуют у малышей формированию заинтересованности к труду взрослых.
Сюжетно - ролевые игры, наблюдение за действиями взрослых, осуществление элементарных видов труда способствуют самоопределению дошкольников.
При знакомстве детей с трудом взрослых необходимо не только расширять знания о профессиях, но и углублять, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой дошкольникам информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Немаловажно придерживаться системности в расширении данных о профессиях. Обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают неглубокие знания, что отрицательно влияет на формирование правильного отношения к трудовой деятельности.
Умело организованная образовательная деятельность даёт возможность не только понимать специфику работы людей разных специальностей, но также формирует познавательную заинтересованность к труду взрослых, вызывает желание подражать трудовому поведению людей.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется подчеркнуть, важность использования всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника.
Конечно, основным является создание условий для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий, насыщенность и разнообразие предметной среды, взаимодействие взрослых в процессе работы по данному направлению.
Особенно хочется отметить и использование разных форм и методов в работе с детьми по теме профессионального самоопределения : проектная деятельность воспитателей, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, «профессиональных» выступлений, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т. д.
Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор востребованных в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.