Алвард Бабинян
Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Раскрывается роль игровой деятельности в развитии лич- ности дошкольника. Показано ее назначение в успешной социальной адапта- ции детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: игра, игровая деятельность, ведущая деятельность, социальная адаптация, дети дошкольного возраста.
Каждый возрастной этап сопровождается определенной ведущей деятельностью. Для младенцев – это эмоциональное об- щение, в раннем возрасте – предметно-орудийная деятельность, в
Публикация «Роль игровой деятельности в успешной социальной адаптации дошкольников» размещена в разделах
дошкольном возрасте – игра, в начальной школе – учебная дея- тельность, в подростковом возрасте – интимно-личностная дея- тельность, в юношеском в качестве ведущей деятельности высту- пает учебно-профессиональная деятельность, для взрослых – это труд. Именно тип ведущей деятельности является определяющим признаком каждого возраста [1].
Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоцио- нально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человече- ских отношений. Это особая форма овладения реальностью через ее воспроизведение, моделирование. Она возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может непосредственно участвовать в системе общественного труда. Являясь специфическим и обязательным атрибутом детства, игра возникла в человеческом обществе как необходимый воспитательный инструмент, генетически связанный с трудовой и социальной деятельностью людей.
По мнению Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность имеет ряд особенностей. «Во-первых, это такая деятельность ребенка, в ко- торой наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, и через это его отношение к реальной действительности. Во-вторых, ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действитель- ности, которые в этот период являются источником психического развития. В-третьих, основные психические изменения в личности ребенка, которые наблюдаются в этот период развития, зависят от ведущей деятельности. Наконец, в-четвертых, именно в рамках ве- дущей деятельности происходит формирование или реконструкция основных психических процессов ребенка» [2].
Воспитательным возможностям игры большое значение при- давал известный советский педагог А. С. Макаренко. Он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значе- ние, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он во многом будет и в работе, когда вырас- тет. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном пере- ходе ее в работу» [3].
По словам Макаренко, целесообразна только та игра, в кото- рой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, комбини- рует, преодолевает трудности. А. С. Макаренко также указывает на главное различие между игрой и трудом : в процессе труда человек создает материальные и культурные ценности, чего не происходит в игре. Однако у игры есть свои особые качества – она имеет вос- питательную ценность, приучает детей к тем физическим и ум- ственным усилиям, которые необходимы в работе [3].
Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержа- нию, характеру, организации, поэтому их точная классификация затруднительна.
Н. К. Крупская в своей работе в качестве особой группы вы- деляет игры, которые создаются самими детьми. Эти игры свобод- ные, самостоятельные, креативные и организованные, с готовыми правилами.
В 40–50-е гг. психолого-педагогическое исследование дет- ской игры в целом, а также ее видов постепенно расширялось. Раз- личают сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические и многие другие, разрабатываются пути руководства играми для решения различных задач воспитания. В игре ребе- нок раскрывается, и педагоги-исследователи (А. А. Анциферова, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Д. В. Мен- жерицкая, А. П. Усова, И. И. Сорокина и др.) обратили внимание на возможность изучения детей в процессе игры для выбора более обоснованных методов, формы игры и детских взаимоотношений в ней.
Различные виды игр изучались многими учеными. Например, сюжетно-ролевые, дидактические, и подвижные игры стали пред- метом исследования в работах А. П. Усовой, Е. И. Радиной, А. И. Быковой И. И. Сорокиной. Строительные – В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван. В современной педагогической литературе и в практике, игры, созданные самими детьми, называются «творче- скими» или «сюжетно-ролевыми».
Первая группа игр включает в себя творческие игры. Они различаются: по содержанию (отражение повседневной жизни, ра- боты взрослых, событий общественной жизни); по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые, коллектив- ные); по виду (игры, сюжет которых дети придумали сами; игры- драматизации, подразумевающие разыгрывание сказок и расска- зов; игры-забавы, строительные игры и т. д.).
Вторая группа игр – это игры с правилами, которые имеют готовое содержание, заранее заданную последовательность дей- ствий. Главным в них является решение поставленной задачи и выполнение установленных правил. По характеру игровой задачи игры делятся на две подгруппы: подвижные и дидактические. Од- нако это деление является условным, поскольку многие подвиж- ные игры имеют образовательное значение. Они развивают ориен- тировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с выполнением различных физических действий.
Между играми с правилами и творческими есть много обще- го: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них распределяются роли. В творче- ских играх тоже есть правила, без этого не может успешно прохо- дить игра, но их дети устанавливают сами в зависимости от сюжета.
Разница между творческими играми и играми с правилами заключается и в том, что в играх творческих активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами основой игры является решение поставленной игрой задачи, выполнение правил и игровых действий.
На рубеже раннего детства и дошкольного возраста возника- ют первые виды детских игр – режиссерские. Одновременно с ни- ми или чуть позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребе- нок воображает себя кем угодно, чем угодно и действует «из образа». Необходимым условием развертывания такой игры явля- ется яркий, интенсивный опыт ребенка. Он был поражен увиден- ным, и в своих играх воспроизводит образ, вызвавший у него сильный эмоциональный отклик. Режиссерские, сюжетно-ролевые игры становятся источниками возникновения других типов игр, например, игр с правилами.
Анализ современных исследований (Н. Г. Гришина, В. А. Не- доспасова, В. П. Белоус, З. В. Мануйленко) показывает возникаю- щий интерес к игре как к деятельности, имеющей общевоспита- тельное значение.
Игровая деятельность обеспечивает связь ребенка с окружа- ющим предметным и социальным миром. По словам исследовате- лей, значимость этой деятельности для психического развития ре- бенка заключается в том, что в ней и через нее ребенок усваивает социальный опыт, зафиксированный в человеческой культуре. Следует отметить, что этот процесс включает в себя как приобре- тение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.
Важной особенностью игры является ее проникновение в различные виды деятельности : игра и труд, учебная деятельность и игра, организация двигательной активности и игра, самостоя- тельная художественная деятельность и игра. Многие продуктив- ные виды деятельности ребенка, такие как рисование, аппликация, конструирование на разных этапах дошкольного детства тесно пе- реплетаются с игрой. Например, в процессе рисования ребенок ча- сто обыгрывает сюжет: нарисованные животные, люди, игрушки часто ведут диалоги, выполняют разнообразные действия.
Игра представляет собой особую форму освоения действитель- ности посредством ее воспроизведения, моделирования. Как показы- вают исследования Д. Б. Эльконина, игра не является универсальной формой жизни для всех детей, она – образование историческое. По словам Д. Б. Эльконина: «формы игры ребенок берет. из форм свойственного его обществу пластического искусства» [2].
Игровая деятельность имеет большое значение в развитии мотивационной сферы ребенка, в формировании его социальной и психологической готовности к школе. В игре формируются нрав- ственные качества, которые необходимы не только для обучения в школе, но и для дальнейшей жизни ребенка. Высокий уровень развития навыков игровой деятельности является обязательным условием перехода ребенка к школьному обучению. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения с детским коллективом. Эти отношения существуют параллельно.
В игровой деятельности ребенок учится замещать одни пред- меты другими, что способствует развитию воображения. К концу дошкольного периода в детских играх нет необходимости в пред- метах-заместителях, а также в игровых действиях. Многие дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавая новые ситуации в своем воображении. Игра может продолжаться и во внутреннем плане.
Особое место игровая деятельность занимает в успешной со- циальной адаптации дошкольников. Социальная адаптация пред- ставляет собой процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды, тип взаимодействия личности с соци- альной средой [4, 5]. Адаптация происходит на трех уровнях: фи- зиологическом, психологическом и социальном [6]. Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ре- бенка-дошкольника в сложную систему общественной деятельно- сти и социальных отношений, что, в свою очередь, требует от него определенной перестройки поведения и структуры деятельности. Такое включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля играет образовательно- воспитательный процесс в семье и ДОУ. Сгладить процесс вхож- дения ребенка в новую социальную среду и систему отношений позволит игровая деятельность.
В настоящее время игра рассматривается как часть досуга, идеальная форма развлечения, средство коррекции социальных от- клонений личности, форма обучения и многое другое. Социокуль- турное назначение игры состоит в том, чтобы обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функциониро- вать в качестве полноправных членов детского коллектива. Поми- мо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. Во время игры человек обучается, приобретая навыки будущей про- фессии, знакомится с предметами, фактами и явлениями окружа-
29
ющей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует определенные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это эталон поведения, способ усвое- ния личностью социальных ролей. Человек играющий, с помощью силы воображения создает вокруг себя условную действитель- ность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реали- зации своих стремлений, проявления способностей. Кроме того, игра многое привносит во взаимоотношения детей и взрослых, по- буждает их к сотворчеству, благоприятно влияет на психическую и эмоциональную сферы, тем самым создавая предпосылки для успешной социальной адаптации дошкольника.
В начале года для определения уровня адаптации детей ис- пользуются различные диагностические методики, а также следу- ющие методы: изучение исходных документов, наблюдение за детьми, беседы с дошкольниками и родителями, изучение резуль- татов творческой деятельности детей [7]. Чтобы период привыка- ния к детскому саду проходил быстрее и мягче, специалисты до- школьного образовательного учреждения могут использовать комплекс различных при мов и адаптационных методик. Большое внимание уделяется стремлению создать естественную стимули- рующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, способен проявлять творческую активность, развивает- ся и приобретает социальные навыки. Многие педагоги разрабаты- вают свои сборники совместных игр для детей и родителей, со- здают методические рекомендации по их реализации. В знакомых играх дети сами вспоминают основные правила и ход игры, объяс- няют их родителям. Вкратце объясняется новая игра, выделяются правила и ход игры, показываются отдельные движения.
Мы предлагаем перечень некоторых совместных игр для де- тей и родителей: «Жмурки с поводырем», «Необычное сражение», «Тень», «Сова», «Снежный ком» и т. д. Результатом проведения данных игр на этапе адаптации является облегчение общения де- тей, снижение тревожности и подавленных состояний, дети стали более послушными, им понравился детский сад, ребята хотят научить членов семьи и других детей разученным играм.
Подводя итог, можно сказать, что игра, безусловно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Использование игр представляет собой эффективное и естественное средство соци- альной адаптации детей дошкольного возраста, соответственно, необходимо вводить такие игры в арсенал воспитательных средств педагога, особенно в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Библиографический список
1. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе / М. Г. Ермолае- ва. – Санкт-Петербург : ГУПМ, 2003. – 64 с.
2. Игра как средство обучения и воспитания детей. – URL : https:// infourok.ru/igra_kak_sredstvo_obucheniya_i_vospitaniya_detey479906.htm ( дата обращения: 11.12.2017).
3. Изучение личности дошкольника / сост. И. В. Лавровская. – Киров : Информационный центр, 2001. – 129 с.
4. Воскрекасенко, О. А. Социальная адаптация обучающихся в высшей школе в контексте проблемы социализации личности / О. А. Воскрекасенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 9. – С. 485–489.
5. Воскрекасенко, О. А. Развитие адаптационных способностей обу- чающихся в учреждениях общего и профессионального образования : учеб. пособие / О. А. Воскрекасенко. – Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. – 239 с.
6. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. – Москва : Педагогика, 2017. – 34 с.
7. Хилалутдинова, А. М. Игровая технология как здоровьесберегаю- щий фактор в обучении и развитии младших школьников / А. М. Хилалутди- нова // Начальная школа. – 2008. – No 7. – С. 33–39.