Шинкар Оксана Алексеевна
Роль игровой деятельности в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Роль игровой деятельности в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, поскольку в связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск оптимальных средств, форм, методов, приемов развития социальных навыков у детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль игровой деятельности в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольники, социализация, дети, игра драматизация.
Важные теоретико-методологические основы изучения социализации детей дошкольного возраста содержатся в работах Л. С. Выготского, Т. А. Репиной, О. А. Богдановой, А. В. Запорожца, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др.
Социализация, по мнению Н. Ф. Головановой, представляет сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
Педагогическое значение социализации, по мнению исследователя, определяется поиском результативных способов присвоения дошкольниками социального опыта.
О. Е. Куренкова отмечает, что «социализация представляет процесс становления личности через овладение ею социальным опытом при исполнении различных социальных ролей и формирование собственного социального опыта» 4, с. 29.
В. А. Никитин рассматривая процесс социального воспитания и образования, отмечает, что результатом социального воспитания является «социальность способность человека взаимодействовать с социальным миром» [4, c. 30].
Рассматривая социальность как вид общения, автор отмечает, что она «не сводится к коммуникации и информации, не ограничивается трансляцией социального опыта и установлением контактов с другими людьми» [44, с. 34]. Социальность носит четкий интернациональный характер, то есть с развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию, так как не укладывается в схему адаптации-интеграции, которая является пассивным поведением личности в обществе.
Задачи развития социальных навыков дошкольников следующие :
- умение осуществлять общение, деятельность с позиции норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение действовать самостоятельно и умение регулировать собственные действия;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Развитие социальных навыков обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
В ходе анализа работ по дошкольной педагогике (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.) было выяснено, что игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и является школой социального развития. В ходе игры дети постигают социальный опыт, мир взаимоотношений, учатся взаимодействовать, сотрудничать подчиняться правилам, вступать в различные роли.
В структуре игры выделяют следующие компоненты: тема игры, сюжет игры, игровая роль, содержание игры, ролевые отношения и игровое пространство. В дошкольной педагогике представлена следующая классификация игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные.
Рассмотрим, как проводилась работа по развитию социальных навыков дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры «Я хожу в детский сад».
В нашей группе случилась ситуация, когда новый ребенок пришел в группу и оказался застенчивым. Мы провели соответствующую работу как с коллективом детей, так и с самим ребенком по включению его в совместные игры, общение и деятельность.
Сама ситуация давала повод для обучения детей вхождению в новый коллектив. Детям мы предложили решить:
- Как следует поступить, если ты пришел в новую группу (в кружок, в другой детский садик?
- Что необходимо сказать другим детям при знакомстве?
- Как вы будете себя вести, если в нашу группу сейчас придет новый мальчик?
- Что необходимо сделать, если новичок будет стоять в раздевалке и плакать?
- А вам интересно, как поступил мальчик Даня, когда впервые пришел в детский сад?
Далее мы рассказали сказку и побеседовали с детьми:
- Расскажите, как вы впервые пошли в детский сад, кто из вас помнит?
- Кого ты встретил по дороге?
- Кто встретил тебя в детском саду? (воспитательница)
- Обрадовалась ли воспитательница тебе?
- Ты с радостью остался в детском саду?
- А давайте теперь поиграем в театр, поставим этот спектакль?
Для игры нам понадобилось распределить роли: воспитательница, мальчик-новичок, его мама. Другие дети выполняли роли детей или зрителей.
После согласия детей, воспитатель предлагает вытянуть записки, на которых написаны роли.
Остальные дети будут зрителями. После того как роли распределены, начинается игра в театр.
Воспитатель пересказывает сказку, дети импровизируют на сцене, согласно своей роли, вступают в диалог.
Как показала постановка, детям оказалась очень близка тема детского сада. Многие из них высказывали желание играть снова и снова, меняясь ролями. Некоторые дети делились своим опытом посещения детского сада, рассказывали о своих страхах, проблемах, вспоминали о том, как они впервые пошли в детский садик.
Таким образом, в процессе игры дети учились входить в новый коллектив, знакомиться, общаться. Многие поняли, что нужно не только спросить имя, но и постараться запомнить его. Мы предложили следующие игровые приемы, которые помогут детям вступать в социальное взаимодействие с товарищами:
- Спроси, как зовут твоего нового друга. Запомни его имя.
- Скажи, как тебя зовут, если у тебя не спросили.
- Несколько раз назови своего нового друга по имени. Например, спроси: «Игорь, а сколько тебе лет? Игорь, а во что ты любишь играть?».
Эти небольшие сценки мы разыгрывали с дошкольниками. После этого многие дети отмечали, что научились знакомиться во дворе.
В процессе игровой деятельности мы создавали различные ситуации, в которых детям приходилось делать моральный выбор, взаимодействовать с другими детьми.
Сюжетно-ролевая игра обладает значительным социально-педагогическим потенциалом, который заключается в социальном опыте старших поколений и реализуется в процессе игровой деятельности с помощью таких механизмов социализации, как идентификация со взрослыми и подражание их ролевому функционированию (сюжетно-бытовому, профессиональному, досуговому, в том числе оперированию необходимыми для этого вещами.
Итак, сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений, межличностных взаимодействий.
Список литературы
1. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 187 с.
2. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 20 – 26