Айгуль Камалова
Роль и значение подвижной игры в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет созна-
тельную, инициативную деятельность, направленную на достижение ус-
ловной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетво-
ряются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируют-
ся его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребен-
ка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации.
В игре ребенок ищет и часто находит «рабочую площадку» для воспи-
тания своих нравственных и физических качеств, его организм требует
выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию.
Публикация «Роль и значение подвижной игры в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая пря-
мое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе. Но в то же
время игра не может служить средством обучения дошкольников более
сложным по координации движениям, требующим определенной четкой
техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых
усилий.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизнен-
ной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные зада-
чи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр
создаются благоприятные условия для развития и совершенствования
моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привы-
чек и навыков жизни в коллективе.
Основными задачами физического воспитания являются укрепле-
ние здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся
жизненно необходимым двигательным навыкам, развитие физических,
волевых и моральных качеств.
Физическое развитие – процесс изменения, а также совокупность
морфологических и функциональных свойств организма.
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все
психические процессы протекают наиболее активно. Использование иг-
ровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут
способствовать физическому воспитанию детей.
Объект исследования – процесс физического развития детей сред-
ствами игровой деятельности.
Предмет исследования – влияние подвижных игр на физическое
развитие детей.
Цель исследования – разработать и доказать эффективность под-
вижных игр для физического развития детей.
Задачи исследования:
1) изучить научную, научно-методическую и специальную лите-
ратуру;
2) охарактеризовать современное состояние применения игровой
деятельности в развитии детей;
3) разработать комплекс подвижных игр, способствующих про-
цессу активного развития детей;
4) выявить значимость подвижных игр в развитии детей.
Гипотеза исследования: применение специального комплекса под-
вижных игр положительно влияет на процесс развития детей.
Подвижные игры – средство физического воспитания детей. Они
дают возможность развивать и совершенствовать их движения. Разнооб-
разные движения требуют активной деятельности крупных и мелких
мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыха-
нию, то есть повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние
подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ре-
бенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положи-
тельные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям при-
ходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от дви-
жения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, сме-
лость, быстрота реакций и др.
Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им ра-
дость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником
подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых ха-
рактерны яркость замысла, содержательность, простота и заниматель-
ность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в ее
состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной
группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются
движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.
Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их
возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые
правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль :
ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотноше-
ния играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчи-
няться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в раз-
ных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила
по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организу-
ются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей
группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того
как дети усвоят игру, они могут проводить ее самостоятельно. Руково-
дство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Под-
бирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого
ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и
содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участ-
вовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не до-
пуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их
перевозбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные
игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим
играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в ча-
сы досуга, на праздниках и т. д.
Итак, подвижная игра – одно из важных средств всестороннего
воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность –
комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре-
бенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что на
смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.
Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ре-
бенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все мень-
ше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверст-
никами. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской
деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными,
индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на со-
стоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей
дошкольников.
Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных
способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Ю. К. Чер-
нышенко, свидетельствует, что около 40 % старших дошкольников
имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.
Недостаточная физическая активность детей, особенно в период актив-
ного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не
подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и
дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, сниже-
ния жизненного тонуса.
Таким образом, актуален поиск путей физического и духовного
оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигатель-
ной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной
потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы
мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий,
обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное фи-
зическое и личностное развитие ребенка.