МААМ-картинки

Роль художественного творчества в развитии речи дошкольников

Хабибуллина Инна
Роль художественного творчества в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Роль художественного творчества в развитии речи дошкольников

(Из опыта работы)

Воспитатели МБОУ «Школа развития №24»,

г. Нефтеюганск: Хабибуллина Инна Викторовна

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться говорить…

Ахальцева Е.

Публикация «Роль художественного творчества в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный период является благоприятным для дальнейшего развития всех сторон речи. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка.

Последнее время мы наблюдаем что, значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, испытывают трудность в пересказе по картинке, по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно осуществлять своё творчество в рассказах. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей страдают все средства речи : звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, бедный пассивный и активный словарь.

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается следующая закономерность: если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М. М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Таким образом, для нас есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат.

Большое значение в развитии мелкой моторики рук имеет художественное творчество : лепка, аппликация, рисование, конструирование, пальчиковый театр в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами, позволяющими овладевать сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, что влияет на речь ребенка. Художественное творчество являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Мы считаем, что чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики рук, тем более вероятен успех в развитии речи ребенка.

Для многих своих мыслей и предложений ребенок не всегда может найти подходящие слова и выражает их другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Мы считаем, что очень важно, чтобы эти виды деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются лингвистические и сенсорные способности, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.

Работая с детьми в образовательном учреждении, уже в среднем дошкольном возрасте поставили цель: развитие речи детей через реализацию направления «художественно-эстетическое развитие».

Развитие речи детей в процессе художественного творчества осуществлялось в нескольких направлениях:

• обогащение словаря;

• становление и развитие речи как средства общения;

• совершенствование регулирующей функции речи.

Работу начали с детьми средней группы. На занятиях художественного творчества решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. В процессе работы над рисунком, лепкой, аппликацией у наших детей формируются такие важные для умственного развития мыслительные процессы, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников. Так же на занятиях у детей формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определённое время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить начатое до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы. Занятия с разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребят, их моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.

Активно включая детей в объяснения задания, закрепляем последовательность его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети с удовольствием рассказывают о своих рисунках, о том, что они изобразили. Во время художественной деятельности знакомим их с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. При знакомстве детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Создаем проблемные ситуации, которые способствуют активизации речевой деятельности. Такие ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

В процессе занятий творческой деятельностью с целью развития речевой коммуникации задаем вопросы. В зависимости от состояния речи дети отвечают на них по-разному. В начале большинство детей в общении на вопросы отвечали мимикой, жестами. Некоторые дети отвечали отдельными словами, но речь их понятна была нам лишь в данной конкретной ситуации. По мере овладения речевыми средствами ребята все активнее стали отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем — и предложениями.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления творческой активности. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. На занятиях рисования у наших ребят успешно развиваются речевые средства : обогащается словарь новыми словами, уточняются значения слов, их грамматические формы.

Аппликация в развитии моторики позволяет детям научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Наши занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий мы ведем непрерывный разговор с детьми, эмоционально комментируя происходящее на занятии. Детям даём словесную инструкцию. Они стараются воспроизвести всё, что указано в инструкции. В конце занятия предлагаем вспомнить ее и сравнить с тем, что получилось. Таким образом, у наших детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию. Развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.

Занятия лепкой тоже проводим так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Для этого в процессе работы просим ребят рассказать о своих действиях. Предварительно беседуем о том, что дети собираются вылепить, какой формы и величины должно быть их изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность наших воспитанников. Кроме того, в беседе воспитанники усваивают много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника.

На занятиях по конструированию у детей развивается сложная координация движений кисти рук, формируется способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, поэтому конструирование из мелких деталей широко используется нами при коррекции речи : мелкий конструктор LEGO, мозаика, воспроизведение плоских фигур и орнаментов из счетных палочек.

Для обогащения творчества ребят на занятиях мы использует поэзию, музыку, эмоциональный рассказ, предлагаем вспомнить задания во время чтения стихов, звучания классической музыки. Музыка является выразительным средством, исключительным по силе воздействия на человека. Музыкальные произведения помогают решать различные задачи. Сравнение рисунков, выполненных под музыку и без неё, показало нам существенную разницу с точки зрения использования выразительных средств. К занятиям подбираем подходящие потешки, песенки, стихотворения, загадки. Это усиливает у детей воздействие на формирование образных представлений и образного мышления.

На занятиях мы создаем атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, что способствует установлению тесного контакта между нами, педагогами группы, и детьми, вызывает желание общаться посредством речи, подражать речи взрослого.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью средств художественного творчества мы значительно улучшили речевое развитие воспитанников, что поспособствует в будущем успешное обучение в школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, дети развивают мелкие движения рук. Пальцы и кисти ребят приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Улучшилось произношение многих звуков, а значит развивается речь воспитанников.

К концу пребывания в детском саду дети достигли определённого уровня речевого и художественного развития : эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно – выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др., с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивают то, что получилось. У детей сформировались творческие способности, необходимые им для следующего обучения творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей - это важный информационный и коммуникативный канал, где тесно сплетаются речь и творчество.

Используемая литература:

1. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Сфера, 1990.

2. Скоцкая Л. А. «Организация педагогического процесса в развитии речевой деятельности дошкольников».

3. Вепрева О. А. Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5-7 лет : Дис.. канд. пед. наук : 13.00. 07 : Москва. 2001. 149 c.

4. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.

5. Интернет: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/98705-izobrazitelnoe-i-rechevoe-tvorchestvo-doshkol

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественного творчества в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 06:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль художественного творчества в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Хабибуллина Инна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД