МААМ-картинки

Роль хорового исполнительства в нравственно — эстетическом воспитании детей

Ольга Фабричникова
Роль хорового исполнительства в нравственно — эстетическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье рассматривается проблема нравственно-эстетического воспитания детей в хоровом коллективе. В связи с этим, раскрываются разносторонние воспитательные возможности хорового исполнительства, различные средства воздействия хорового пения на личность и детский коллектив, а также история хоровой школы, начиная с периода 1917 года.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, хоровое исполнительство, формирование личности, эффект эмоционального соучастия, ситуация успеха

Нравственно-эстетическое воспитание детей, как один из аспектов воспитания - ответственное, нелегкое и творческое. Нравственно-эстетическое воспитание детей рассматривается нами как важная часть общего воспитания, которое не просто дает сумму навыков и знаний, но готовит жить и действовать в этом мире.

Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание ребенка, развитие его природной музыкальности-это не только путь к эстетическому воспитанию или способ приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной жизни и самореализации как личности.

На сегодняшний день не существует государственной программы и государственного стандарта нравственно-эстетического воспитания детей.

В образовательной политике лишь определены научно-теоретические и методические подходы к решению данного вопроса в педагогике. Неоценимая роль в решении данной проблемы принадлежит хоровому исполнительству. Мы склоняемся к тому, что формирование основ музыкальной культуры, развитие певческих навыков, играющих большую роль в нравственно-эстетическом воспитании детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Обратимся в этой связи к открытиям ученых, они констатируют, что дошкольный возраст –это благоприятный период для занятий музыкой, формирований первых вокально-хоровых представлений. В комплексную работу вовлекаются все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за мышление, память. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а значит становится активным человек.

Актуальность данного опыта заключается в том, что процесс вокального пения благотворно влияет в том числе и на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата и при этом способствует активному развитию основных музыкальных способностей ребенка: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма. Важно отметить, что особенностью хорового пения является массовость и доступность.

Хоровое исполнительство – это совместная деятельность людей, направленная на исполнение вокальных произведений. В процессе этой деятельности происходит не только развитие музыкально-эстетического вкуса, совершенствование вокальных навыков, но и формирование нравственно-эстетических качеств личности.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказывать свою способность передавать их из поколения в поколение, действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную нравственную основу общества. Хоровое пение – один из таких институтов. Нравственно-эстетическое воспитание – это педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Одно из преимуществ – это коллективная форма работы хора, позволяющая детям развивать социально-личностные и коммуникативные качества, приобретать навыки межличностного сотрудничества. В детском хоре имеются все условия для самоутверждения, признания развивающейся личности ребенка со стороны других, к выделению своего «Я».

Следующее преимущество хорового исполнительства – возможность объединения в певческом процессе детей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. В хоровом коллективе ребенок не замечает момента, когда именно он становится объектом педагогического наблюдения. Он находится в кругу ровесников, вместе с ними увлечен общим делом и не чувствует по отношению к себе какого-либо особого внимания, что побуждает его к самореализации, раскрытию внутреннего потенциала.

В хоровом коллективе дети объединены единой целью и единым результатом. Благодаря групповой организации занятий хора у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что благотворно влияет на формирование самосознания, чувства собственного достоинства, укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Пение хором оказывает на подрастающую личность дисциплинирующее и организующее воздействие.

Нравственное воспитание в хоровом коллективе имеет свою специфику: процесс освоения хорового произведения всегда связан с системной и кропотливой работой, требующей усидчивости, внимания, воли. Многократное исполнение отдельных элементов произведения, направленное на преодоление художественно-исполнительских и вокально-технических задач, воспитывает в детях упорство, трудолюбие, прилежание, взаимопомощь.

Огромное воспитательное значение в области нравственно -эстетического формирования личности имеет хоровой репертуар. Произведения военно-патриотической тематики формируют чувство долга, готовность служения людям и Отечеству, к преодолению жизненных испытаний, верность к историческим традициям, гражданскую зрелость, уважение к старшим. Народные песни являются источником духовного богатства. Они запечатлели историю народа, его душу, чаяния и надежды. Исполнение духовной музыки помогает детям прочувствовать глубокие мысли о человеческой жизни, милосердии и прощении, кротости и незлобивости, смирении и покаянии. Основными средствами нравственно-эстетического воспитания в хоровом исполнительстве являются эффект эмоционального заражения и ситуация успеха. Важной характеристикой эмоционального мира детей является его «заражение» эмоциями окружающих людей. Благодаря атмосфере эмоционального подъема в процессе занятий хора эффект воздействия на личность каждого участника певческого процесса многократно усиливается коллективностью переживания. Эмоциональная атмосфера в певческом коллективе является тем ключиком, который позволяет полностью «включить» ребенка в творческую деятельность. В процессе концертных выступлений хора создается ситуация успеха. Успешный результат хоровой деятельности внушает уверенность в собственных силах. У детей появляется желание продлить переживание совместной радости, еще раз ощутить удовольствие от успеха и взяться за более сложный репертуар. Положительный эмоциональный фон, созданный во время репетиций, и полученные в результате удачно выполненной деятельности положительные эмоции, формируют волевую психологическую установку: хочу, стремлюсь, стараюсь.

Таким образом, возможности хорового исполнительства в вопросе нравственно-эстетического воспитания детей достаточно значительны.

Общая история хорового исполнительства помогает нам понять и оценить значимость нашей работы с детьми дошкольного возраста.

Отметим рост детских хоровых студий (функционирующих, как правило, на самоокупаемости). Были созданы детские хоровые студии: «Пионерия» (Г. Струве, «Веснянка» (Е. Свешников, «Радость» (Т. Жданов) и другие. Огромную известность получил Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (В. Попов).

Нами была проанализирована литература, посвященная развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе вокального пения в отечественной и зарубежной педагогике: это работы Н. Ветлугиной, О. Кацер, В. Емельянова, Г. Струве, М. Картушиной, Т. Тютюнниковой, Н. Каплуновой. В основу данного опыта положено пособие «Вокально – хоровая работа в детском саду» М. Картушиной, программа «Ладушки» Н. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Система здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» О. Арсеневской.

Таким образом, одним из способов решения вопроса нравственно-эстетического воспитания является создание детских хоровых коллективов, т. к. возможности хорового исполнительства в вопросе нравственно-эстетического воспитания детей достаточно значительны. Хоровое исполнительство является уникальным средством, создающим условия для морального становления личности, формирования нравственных качеств, эстетических норм, соответствующих общественным нормам поведения. Побуждает к самым лучшим поступкам, развивает самые светлые стороны личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.

2. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – № 11.

3. 4. Ветлугина Н. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Просвещение, 1981.

4. Давыдова М. Музыкальное воспитание в детском саду – М. Вако, 2006.

5. Картушина М. Вокально – хоровая работа в детском саду. М. Скрипторий, 2003.

6. Каплунова Н, Новоскольцева. И Праздник каждый день - старшая, подготовительная группы – Спб, 2005.

7. Тютюнникова Т. Речевые игры – Спб, Музыкальная палитра, 2004, №2

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль хорового исполнительства в нравственно — эстетическом воспитании детей
Опубликовано: 10 января 2025 в 08:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль хорового исполнительства в нравственно — эстетическом воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фабричникова (УИ 768512) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД