Людмила ПрокопецДемьяненко
Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (2часть). (Демьяненко Л. И.)
Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не значит, что этих воздействий нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко на сразу можно заметить последствия этого. Особенности психического развития ребенка во многом как стихийное, так и специально организованное обучение. Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, т. е. психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.
Публикация «Роль физкультурных минуток в снижении утомляемости у детей дошкольного возраста (2 часть)» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Правильно построенное обучение непрерывно создает «зону ближайшего развития», (которая определяется как область потенциальных возможностей ребенка или «расстоя-ние» между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он делает при по-мощи взрослого, в сотрудничестве с ним) и таким образом открывает пути психическому развитию ребенка. При неблагоприятных условиях зона может оказаться суженой или во-все исчерпанной, что, естественно, приведет к замедлению развития.
Развитие ребенка – дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамич-ностью. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка. Стремительно развиваются внимание, память, мышление и воображение.
Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей : если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается и на физическом, и на их духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.
Музыка в повседневной жизни детей поднимает их жизненный тонус, эмоционально окрашивает разнообразную деятельность, воспитывает нравственно-эстетическое отноше-ние к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.
Физминутка может проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного движения и задания.
Общеразвивающие упражнения для физминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структур-ные части.
Например, на занятиях математике, предлагают детям похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один меньше количества пока-занных игрушек и т. д.
Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения.
Физические упражнения подбираются для физминуток с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включают 2-3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп – 3-4. Упраж-нения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из-за стола.
На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др., наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо, влево и другие.
На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы.
Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, да-ются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчивается физминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. Упражнения подбираются хорошо знакомые детям.
В сопровождении музыки все разученные физические упражнения приобретают боль-шую четкость, точность, плавность. Музыкальный руководитель (воспитатель) обращает внимание на согласованность движений детей с характером музыки, её началом и оконча-нием. В младшей группе педагог приучает к этому путем одновременного сочетания сло-ва, музыки и действий самих детей, т. е. воздействует на их сознание, слуховое и зритель-ное восприятие.
Под руководством воспитателя дети, выполняя физические упражнения в сопровожде-нии музыки, двигаются и изменяют движения в согласованности с музыкальным произведением и средствами музыкальной выразительности, начинают и оканчивают движение в соответствии с началом и окончанием звучания музыки. Таким образом, музыкально-ритмические навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, а также используются для физминуток.
Подвижные игры в качестве физминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части в любое, по усмотрению воспитателя, время.
Дидактические игры с движениями в качестве физминуток хорошо вписываются в за-нятия по ознакомлению с природой, звуковой культуре речи, по математике.
Физминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений использу-ются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:
Стихотворный текст должен быть высоко художественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;
Преимущество следует отдать стихам с четким ритмом, так как они дают возможность использования разнообразных движений;
Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программ-ной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетание (ча – ча – ча – печка ста-ла горяча, са – са – са – в лесу бегала лиса и т. д.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.