Наталья Тимченко
Роль физкультурных и музыкальных пауз в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль физкультурных минуток и музыкальных пауз в снятии мышечной
усталости у детей»
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать, переговариваться друг с другом. Это является очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка или музыкальная пауза!
1. Пальчиковая гимнастика.
Публикация «Роль физкультурных и музыкальных пауз в детском саду» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа музыкального руководителя
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Вы все, уважаемые педагоги, используете такую гимнастику в своей работе, поэтому останавливаться на ней мы не будем.
2. Упражнения для глаз. (Можно пропеть. Если дети старшей или подготовительной группы, то кто-то из детей может сыграть на металлофоне мелодию, 4 ступеньки вверх и вниз).
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им).
3. Релаксационные упражнения
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Упражнение «Куклы-марионетки». Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.
В категории релаксационных упражнений, очень кстати окажется музыкотерапия. Если детям необходимо снять напряжение подойдет любая спокойная классическая музыка. Например, «Вальс цветов» П. И. Чайковского (выполнять наклоны головы, взмахи руками, наклоны корпуса). Если взбодрится, и дать выход накопившейся энергии - музыкальная игра- разминка «У жирафа пятна, пятнышки везде» (подобные игры можно найти в интернете).
4. Физминутки - разминки (двигательно – речевые)
Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Музыкально-коммуникативный массаж (самомассаж)
«Хорошо с тобой дружок»
(Дети стоят парами по всему залу)
У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу,
гладят свои руки
Посмотри! Посмотри!
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже Поворачиваются друг к другу, гладят по
На мои похожи. ручкам друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Берут друг друга за руки.
Покружись со мной разок! Кружатся.
( Тоже самое со словами: щечки, спинка)
Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.